Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление проблем социализации детей и молодежи в современном обществе
Говоря о проблемах социализации современных детей и молодежи, следует отметить их несомненную остроту и актуальность в современное время. Ведь тот или иной путь развития личности носит вероятностный характер, и с любой стартовой позиции школьник может попасть в какую угодно среду. То есть сначала ребенок попадает в ту или иную группу, а затем вступает в процесс социализации. Предупредить подобное развитие событий заранее невозможно, потому как проблемы социализации в современной России, в первую очередь, связаны с трансформацией ценностных ориентаций детей, непониманием старшего поколения системы ценностей молодежи и отсюда - с его неспособностью подготовить школьника к новой жизни. Все эти процессы так или иначе связаны с кризисом традиционных институтов социализации – семьи и школы [24, с. 98]. Говоря об особенной роли семьи в процессе социализации, следует отметить, что сегодня имеет место быть изменение статуса юношества – раньше оно рассматривалось как подготовка к жизни, а сегодня это особый период жизнедеятельности, обладающий не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Общество становится более терпимо к юношеству, поскольку оно определяет будущее. Ведь подросток – это «не маленький взрослый. Это человек определенной стадии развития и определенной культуры». Особая роль в современной социализации принадлежит, несомненно, и образованию. Вроде бы все понятно: ребенок воспитывается в семье и ходит в школу, и основные стороны, влияющие на ребенка, очевидны. Однако в действительности перед нами совершенно иной результат: засилье молодежных субкультур, вредных привычек, СМИ и т.д. Семья «набрасывается» на школу, ведь учителя «работают плохо, ничем не могут заинтересовать ребенка»! Школа в свою очередь «будоражит» семью, ведь «родители все свалили на школу! Не хотят заниматься воспитанием своих детей!» Однако история - свидетель того, что в прошлые века дети часто оставались без попечения родителей, не посещали школу, и никакая программа «Всеобуч» их тревожно не искала! Значит что-то произошло, что-то надломило взаимосвязь процесса социализации с институтами семьи и школы. Закономерно возникает вопрос, где искать причины сложившейся тревожной ситуации? Сегодня в России традиционные агенты социализации переживают собственный кризис. Так, среднестатистическая российская семья не способна качественно выполнять свою роль в процессах социализации, так как произошло резкое падение ее воспитательных функций. Подобные процессы происходят и в школе. Низкий уровень финансирования, засилье документации породили ряд таких негативных явлений в системе образования, как кадровый голод, неоднородность требований, что закономерно сказалось на качестве образовательного процесса. И дети, вместо контроля со стороны родителей и школы, оказались предоставлены сами себе и социализации на улице в молодежных неформальных группах [1, с. 71]. Одним из итогов неприспособленности современных детей и молодежи к жизни, неприятия общечеловеческих ценностей является чувство безнадежности и безвыходности, которое все чаще и чаще посещает современную молодежь даже при встрече с незначительной проблемой. Печальный итог – высокий процент суицидов в России. В 2011 году Павел Астахов заявил РИА «Новости», что «Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15-19 лет». Говоря о причинах суицида, нельзя не упомянуть и об участившихся случаях жестокого обращения с детьми в их семьях, в прессе постоянно появляются новости об оставленном грудном ребенке, убийстве ребенка своими родителями, жестоком обращении с ребенком и т.д. Объяснить подобную деградацию современной семьи можно глобальными процессами, происходящими в современном обществе [3, с. 163]: - возросший темп жизни - человек не справляется с ускорением времени и возлагаемыми на него обязанностями, отсюда высокая стрессовость; - информационный гнет - современного человека «душат» многочисленные потоки информации, которые он не в силах переработать; - слабость государственных социальных программ - современное поколение подростков не может смириться с отсутствием тех или иных благ. Молодые семьи распадаются от невозможности совместно переживать трудности семейного быта. Отсутствие жилья, достойно оплачиваемой работы превращает жизнь молодой семьи в постоянную гонку за средствами к выживанию. В итоге кризис семьи налицо. Наряду с кризисом семьи объективны процессы кризиса образования: школа уже не может выступать единственно верным источником информации для подростков, как и не может уберечь их самих от ее негативных проявлений. Негативная информация подстерегает современного подростка повсюду: на улице, в сети Интернет, СМИ, ТВ каналах, прессе и т.д. Обществу XXI века позволено критиковать школу публично. Поэтому образовательное учреждение в силу объективных причин не может выступать гарантом социализации подростка. Если семья и школа переживают кризис, кто должен заниматься социализацией современных подростков? Кто призван решать проблемы социализации и молодежи России? Пытаясь найти ответы на данные вопросы, можно констатировать, что внедрение ФГОС, инновационный потенциал Программы внедрения воспитательной компоненты есть одна из попыток преломить ситуацию. Хочется надеяться, что через некоторое время модернизационные процессы российского образования достигнут своей первоначальной цели, и российское образование, современная семья и государство в целом придут к единству в понимании друг друга…
|