![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды и причины наркоманииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Наркомания (в переводе с греческого narke - оцепенение, mania - влечение, страсть) - это состояние систематической или хронической интоксикации, которое вызвано употреблением наркотических веществ. Главным ее признаком является зависимость от какого-либо химического вещества, вызывающего приятное психическое состояние - эйфорию или изменено восприятие реальности. Наркомания является хроническим заболеванием, оно характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема. В обычном понимании наркомания - это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенные инъекции) наркотических средств, для того чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызывать истинные наркотики - опий, морфий, героин, кокаин, ЛСД и др. Одурманивание этими средствами и считается собственно наркоманией. [4] Подобный эффект могут вызывать и некоторые лекарственные препараты (успокоительные, снотворные и возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией. Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества). Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) Кроме того, чтобы впасть в состояние эйфории, используют многие химические и биологические вещества, например, ядовитые грибы-галлюциногены. Все одурманивающие средства - и истинные наркотики, и фармакологические препараты, а также различные химические вещества, часто употребляемые в качестве наркотиков, - являются сильными ядами, или токсинами, поэтому привычку к их употреблению было бы правильно называть токсикоманией. Привычка проявляется в сильном желании принять наркотик, но человек еще не испытывает физической потребности в увеличении дозы наркотических веществ, прием которых хотя и отрицательно влияет на психику, общее состояние здоровья, но не вызывает еще серьезных изменений его поведения в повседневной жизни. Привычка к наркотическому одурманиванию через некоторое время перерождается в болезненное пристрастие. Это уже далеко зашедшее состояние, основанное на сильном внутреннем влечении к употреблению наркотических веществ, психической и физической зависимости от них. Все сильнее проявляется необходимость увеличения принимаемых доз, отравляющих организм наркомана. С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К факторам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические. К биологическим факторам риска относятся случаи когда дети могут иметь биологическую предрасположенность к наркомании, из-за того что мать употребляла наркотики во время беременности. Известно также, у такого ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы " отмены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают. Биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной. Социальные факторы риска наркомании отражают неблагополучную экономическую, культурную, политическую, криминальную ситуации в обществе. Социальные причины в совокупности образуют своего рода " дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией: разрушение института семьи; отсутствие у подростков жизненных перспектив; плохая организация досуга, целенаправленное " подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами. Психологические факторы наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к наркотикам. Психологические причины: неправильное воспитание в семье, вовлеченность в группу сверстников, употребляющих наркотики, асоциальное поведение, дезадаптированность к учебному процессу. [8] В истории борьбы с наркоманией можно выделить три этапа. Запретительный этап относится к 1950-1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики. Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата. Воспитательный этап. Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую. Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации. Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как " запускающий" их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка - антинаркотического воспитания. [9] Таким образом, наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Основными причинами возникновения и развития наркомании являются особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов.
|