Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выездные документальные проверки






 

Одним из основных методов контрольной работы налоговой инспекции является

выездная налоговая проверка отчетности налогоплательщиков с целью выявления

допущенных ими ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и

уплате налогов.

Следует заметить, что в Кодексе отсутствует определение выездной налоговой

проверки. Однако из ее описания следует, что это - проверка, проводимая по

решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе

которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях,

проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а

также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых

органов. Место проведения проверки в Кодексе не оговорено, поэтому при

отсутствии у проверяемого предприятия условий для проверки она может

проводиться и в помещении налоговой инспекции.

В НК РФ упоминается также встречная проверка, которая проводится с целью

получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов,

однако правила такой проверки также четко не оговорены.

К сожалению, авторы Кодекса упустили из виду целый ряд проверок, необходимых

для нормальной работы по сбору налогов, но, строго говоря, не являющихся ни

выездными, ни камеральными. К ним можно отнести проверки, проводимые с целью

установления места нахождения плательщика, выявления случаев осуществления

хозяйственной деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции,

наличия и правильности применения специальных марок на алкогольную и табачную

продукцию, соблюдения правил операций с наличными деньгами, и ряд других.

Отсутствие регламентации таких проверок серьезно осложняет работу налоговых

органов (тем более что в ст. 87 НК РФ содержится следующая формулировка:

" налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки+", - что

дает право некоторым плательщикам утверждать, что список проверок является

исчерпывающим и никакие иные проверки налоговые органы проводить не могут).

Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается

автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний

и всего опыта проверяющих для анализа документов плательщика и иной

информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом

технологическом участке должна делаться вручную.

Использование вычислительной техники и программ на участке документальных

проверок возможно для выполнения следующих операций:

 

1. выбор объектов для проверки;

 

2. помощь проверяющим в

3. систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов с целью

4. выявления незавершенных оборотов, выявления всех операций, осуществленных

5. с каждым конкретным контрагентом, и облегчения сбора доказательств и

6. написания акта;

 

7. помощь проверяющим в оформлении

8. результатов проверки в строгом соответствии с требованиями НК РФ;

 

9.

10. отражение результатов проверки в карточках лицевых счетов и контроль за

11. своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов,

12. пени и санкций.

 

Необходимо отметить, что наибольшую сложность представляют первые две

операции. Третья и четвертая операции являются, по своей сути, техническими и

достаточно хорошо поддаются программированию.

Эффективность документальной проверки на три четверти зависит от правильности

выбора объекта.

В настоящее время большая часть этой работы приходится на территориальные

налоговые инспекции, где для выбора объектов проверки используется анализ

форм отчетности и учредительных документов, представляемых плательщиками в

инспекции, материалы встречных проверок, информация, полученная из иных

(крайне ограниченных) источников.

Анализ проводится в основном в " ручном" режиме с использованием опыта, знаний

и интуиции сотрудников инспекции. Компьютерная система позволяет делать

выборки предприятий из базы данных инспекции по заданным критериям, что,

безусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не

гарантирует того, что проверка будет результативной.

Эта работа существенно осложняется ростом числа плательщиков, увеличивающимся

разрывом бухгалтерской и налоговой отчетности.

Состав критериев компьютерного отбора плательщиков для документальных

проверок может быть различен и меняться в зависимости от многих факторов. В

любом случае представляется целесообразным выработать не один (универсальный)

набор критериев, а несколько, так как трудно надеяться, что универсальные

критерии позволят с одинаковым успехом выбирать объекты среди магазинов,

банков или, например, артелей старателей, - слишком велика отраслевая

специфика (учета и налогообложения) каждого из этих объектов.

Определенный эффект может дать применение математических и статистических

методов выбора объектов для выездных проверок.

Для использования методов статистического анализа и моделирования

искусственного интеллекта в выборе объектов для документальных проверок

требуется иметь в базе данных МНС России точные сведения о результатах

проверок по каждому предприятию и все показатели их бухгалтерской и налоговой

отчетности.

Определенное облегчение работы налоговых инспекторов при проведении выездных

налоговых проверок может дать и применение программного обеспечения в ходе

самой проверки.

Налоговым инспекторам, проводящим выездную налоговую проверку, приходится

фактически восстанавливать бухгалтерский учет на проверяемом предприятии

исходя из тех документов, которые были представлены им для проверки. Не

исключено, что часть документов выдана для проверки не будет, что не позволит

в полном объеме охватить проверкой налогооблагаемые обороты плательщика.

Отсутствие первичных документов не дает проверяющим возможности правильно

оценить суть хозяйственных операций проверяемого предприятия, выявить всю

выручку и все затраты, которые могут быть умышленно или неосторожно

замаскированы под дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Часть таких скрытых документов может быть " обнаружена" плательщиком уже после

окончания проверки и его ознакомления с актом и использована для написания

разногласий по проверке. Такие " найденные" документы могут полностью изменить

картину хозяйственной деятельности плательщика и привести к полному

пересмотру результатов проверки. В результате проверка может завершиться не

доначислениями, а уменьшением сумм налогов, внесенных плательщиками в бюджет.

Положение усугубляется тем, что плательщикам не запрещено представлять новые,

не исследованные в ходе проверки документы на любой стадии обжалования

результатов проверки. Состав представляемых на разногласия документов каждый

раз корректируется в соответствии с итогами рассмотрения на предшествующем

уровне. НК РФ, к сожалению, не ввел никаких ограничений в отношении таких

действий.

По документальным проверкам необходимо разработать процедуру, исключающую

возможность представления плательщиком новых или измененных документов при

обжаловании результатов уже завершенной проверки. Сделать это можно на основе

опыта судов, где при рассмотрении дела в апелляционной и кассационной

инстанциях исследуются только те документы, которые были представлены в

первую инстанцию.

НК РФ, вступивший в действие с 1 января 1999 года, установил единый порядок

проведения и оформления выездных налоговых проверок, не зависящий от

особенностей конкретного налогоплательщика. Такой подход в целом оправдан, но

должны быть и некоторые исключения.

В частности, было бы целесообразным внести в НК РФ некоторые изменения,

касающиеся выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков (по

списку, ежегодно определяемому МНС России). Совершенно очевидно, что

произвести полную выездную проверку предприятия масштаба РАО ЕЭС или МПС

России ни за два, ни за три месяца невозможно, даже с учетом некоторых

послаблений по срокам, данным налоговым органам изменениями и дополнениями,

внесенными в НК РФ в июле прошлого года.

Кроме того, объем платежей, вносимых в бюджет естественными монополиями и

другими крупнейшими плательщиками, делает более выгодным для государства их

своевременное получение в полном объеме, чем получение через 1 - 2 года, но с

финансовыми санкциями (которые еще надо отсудить).

Нужно исключить возникновение таких ситуаций, при которых проверка делается

одним органом, а решение о наложении санкций принимается другим.

Например, налоговые инспектора во время выездных налоговых проверок часто

обнаруживают факты расчетов наличными деньгами между организациями на сумму,

превышающую установленный лимит расчетов, но составить акт об этом не могут,

так как это право предоставлено только банкам и финансовым органам. Это тем

более странно, что банки и финансовые органы при обнаружении подобных фактов

должны направлять материалы в ГНИ для наложения на нарушителей

соответствующих санкций.

В результате налоговый инспектор, обнаруживший эти нарушения, должен

информировать о них банк, обслуживающий предприятие, или финансовое

управление местного органа власти и просить их провести проверку кассовой

дисциплины. Только после того как акт проверки поступит в налоговую

инспекцию, применение финансовых санкций за превышение лимита расчетов

наличными деньгами станет возможным.

 

27.Упрощенная система налогообложения"

 

 

Организации освобождаются от: · Налога на прибыль; · НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); · Налога на имущество; · Налога с продаж; · ЕСН. Предприниматели освобождаются от уплаты: · Налога на доходы ФЛ; · НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); · Налога с имущества физических лиц; · Налога с продаж; · ЕСН. При этом освобождение от ЕСН происходит не только со своих доходов, но и от ЕСН с доходов своих работников! Видно, что теперь предприниматели уравнены в своих налоговых обязательствах с организациями: ранее предприниматели освобождались только от подоходного налога. Для всех остаются: · взносы на пенсионное страхование; · все иные налоги. Налогоплательщиками теперь могут быть (в т.ч.): · организации, в уставном капитале которых 100% принадлежит ООИ (плюс 50% от численности - инвалиды и 25% ФОТ - инвалиды); · лица (организации и предприниматели), у которых средняя численность работников составляет до 100 человек. Введены новые ограничения: не могут быть налогоплательщиками организации, у которых: · стоимость амортизируемого имущества, находящегося на праве собственности, превышает 100 млн. руб. · имеются филиалы и (или) представительства. Изменен критерий по доходу (валовой выручке): Теперь он равен 15 млн. руб. в год (для организаций и предпринимателей). При этом для осуществления права перехода на упрощенную систему этот критерий составляет 11 млн. руб. за 9 месяцев; это ограничение установлено только для организаций! Для предпринимателей такого ограничения не установлено.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Изменить выбранный объект налогообложения можно до 20 декабря. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, по стоимости амортизируемого имущества и (или) по валовой выручке. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе в добровольном порядке перейти на общий режим налогообложения в течение календарного года. Такой переход он вправе осуществить лишь с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Однако, начиная с 1.01.05 все налогоплательщики должны будут исчислять налог, используя в качестве объекта налогообложения ДОХОД, УМЕНЬШЕННЫЙ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ, независимо от того, какой объект они выбрали ранее.
Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, установлено, что сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Существенно расширился перечень расходов, принимаемых к вычету при исчислении налоговой базы, когда объектом налогообложения является " доход, уменьшенный на сумму расходов". При этом добавилось требования, содержащееся в ст. 255 НК: все понесенные расходы должны быть документально подтверждены и обоснованы (т.е. экономически оправданы).
Введена декларированная ранее т.н. " полная инвестиционная льгота": предоставляется вычет по приобретаемым основным средствам на их стоимость.
Объявлено, что налогоплательщики будут руководствоваться только кассовым методом признания доходов. Расходы признаются после их фактического осуществления.
Введен " минимальный налог" - для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доход, уменьшенный на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке (т.е. по упрощенной системе) налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Для указанных налогоплательщиков предусмотрен также (отсутствовавший ранее) порядок переноса убытков на будущее.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Осталось положение (теперь закрепленное в законе) о том, что налог уплачивается только по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

 

 

Итак, представим в следующей таблице основные изменения:  
   
Что было: Что появилось:  
Ограничение по валовой выручке 10 млн. за календарный год 15 млн. по итогам любого налогового (отчетного) периода
Ограничение по количеству работающих среднесписочная численность - не более 15 чел. средняя численность - не более 100 чел.
Ограничение по стоимости амортизируемого имущества не было стоимость - не более 100 млн.
Возможность иметь в уставном капитале Общественную организации инвалидов (ООИ) не было есть, если при этом 50% среднесписочной численности работающих составляют инвалиды и их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Запрет на право применения упрощенной системы при наличии филиалов и (или) представительств не было введено
Обязанность уплачивать ЕСН существовала отменяется
Уплата обязательных взносов в Пенсионный фонд РФ уплата в общем порядке Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, установлено сумма налога по упрощенной системе уменьшается на сумму обязательных страховых взносов (но не более 50%)
Ставки налога до 10% с валовой выручки или до 30% с совокупного дохода (объект налогообложения и конкретные ставки устанавливались региональными властями) 6% с дохода или 15% с разницы между доходом и расходами. Региональные власти не могут менять ни объект налогообложения, ни размер ставок.
Срок подачи заявления на переход к упрощенной системе Заявление подавалось не позднее 1 месяца до начала того квартала, в котором налогоплательщик намеревался перейти на упрощенную систему Заявление должно подаваться только в период с 1 октября до 30 ноября, т.е. до начала следующего календарного года, в котором налогоплательщик желает применять упрощенную систему.
" Минимальный налог" = 1% не было Введен как альтернатива основному налогу по упрощенной системе в случае, когда сумма налога, исчисленного в общем порядке, окажется меньше суммы такого " минимального налога".
Право вычитать как расходы стоимость приобретаемых основных средств не было предоставляется: 1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию; 2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке: в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости; в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
Право переноса убытков на будущее не было предоставляется: Теперь можно переносить суммы убытков, полученных в период применения упрощенной системы, когда налогоплательщик использует в качестве объекта налогообложения Доходы, уменьшенные на сумму Расходов. Перенесенный убыток может уменьшить налогооблагаемую базу не более чем на 30% в течение не более

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал