![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценность и оценка. Виды ценностей.
Ценность это все то, что имеет положительную значимость для человека, общества. Антиценность – все то, что имеет отрицательную значимость для человека, общества. Выявление ценности и антиценности происходит с помощью оценки. Мир ценностей и антиценностей исключительно богат на протяжении жизни человека происходит изменения количественного состава того и другого мира. Появляются новые ценности, но к сожалению и антиценности. Происходят переоценка ценностей, переоценка может идти по пути выявления подлинных ценностей и избавления от антиценности. Это зависит в первую очередь от того к какому типу культуры приобщен человек, какой тип культуры доминирует в обществе. Сегодня, к сожалению, начинает доминировать массовая культура, которая вольно или невольно принуждает принимать в качестве ценностей многие антиценности. Оценка включает в свой состав 3 элемента: предмет оценки, основание оценки, субъект оценивания. Предмет – это то, на что направлена оценка. Предметом может быть практически все что угодно, что имеет положительную значимость для субъекта оценки. Основаниями оценки – самый сложный элемент оценки. Оно может быть выражено явно, или быть скрытным, неявным. Основание оценки могут быть потребности, интересы, установки, стереотипы, привычки, а также нормы и другие ценности. Оценки выявляет объективные свойства предмета оценки. Субъектом оценки может быть человек, та или иная группа людей или все общество. Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества; материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные), ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания. Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапуразвития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность, и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентации. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.
|