Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести: § приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения; § решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.). 21) Правотворчество: понятие, признаки, виды. Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм. Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов. Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума). Признаки: Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов. Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре. Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями. Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов. Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов. Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов. Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать. Виды: В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: § непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); § правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); § правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); § правотворчество органов местного самоуправления; § локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); § правотворчество общественных организации (например, профсоюзов). 22) Законодательный процесс: понятие, принципы. стадии. Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Принципы: Принцип демократизма означает обязательность выявлять и выражать в законах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравственным здоровьем и т.п Принцип законности предполагает, что законодательные акты должны приниматься строго в пределах компетенции законодательного органа, в установленном порядке соответствовать конституции страны и актам вышестоящей юридической силы закона. Это предполагает соблюдение принципа наибольшей юридической силы закона в системе иерархии законодательных актов. Прежде всего, это касается соотношения федеральных конституционных и обычных федеральных законов, а также федеральных законов и законов субъектов Федерации. Принцип законности означает, что в правотворчестве особенно важным является соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, соблюдение компетенции органа, принимающего акт, и т.д. Принцип гуманизма в законодательном процессе означает направленность закона на обеспечение и защиту достоинства человека, прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Законодательство по своему содержанию должно быть пронизано гуманизмом Конституции. А важнейшее средство для государства по реализации этой обязанности - его законодательная деятельность. Закон должен служить свободе, праву. Государство и его законы необходимы для права. Но если законы не защищают, а попирают свободу, то такие законы не называют правовыми. Научность как принцип законодательной деятельности диктует необходимость научной проработки законов, учета научных знаний о необходимости принятия закона, а также социологических данных. Необходимо бережное и внимательное отношение к научным доктринам, понимание системности права. Научный характер законотворчества состоит в том, что оно призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, уровню общественного правосознания. Оно должно быть научно обоснованным, т.е. учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы. Все эти факторы, на наш взгляд, опосредуют волю народа, являющуюся основным содержанием закона, способствуют ее выявлению и надлежащему юридически грамотному оформлению. Профессионализм как принцип законотворческого процесса предполагает необходимость соблюдения в законодательном процессе канонов и правил законодательной техники. Профессионализм как принцип законотворчества предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. Важнейшим правилом профессионализма в правотворчестве является тщательность, скрупулезность подготовки проектов. Важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений. Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроекта; 3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой; 4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 5) подписание и обнародование закона Президентом РФ. Некоторые из стадий подробно: 1) Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: 1) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее -законопроектов); 2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР; 3) поправок к законопроектам. Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление: 1) пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; 2) текста законопроекта, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); 5) заключения Правительства РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы. 2) предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Законопроект по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний. 3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении рассматривается законопроект, вносятся поправки, проверяет ответственная комиссия. В случае, если законопроект подтверждается его переносят на второе чтение. Во втором чтении в законопроект вносят поправки и изменения федеральные субъекты, проверяет ответственная комиссия. В третьем чтении, никаких поправок не вноситься; происходит голосование для принятия его как закона. Если закон принимает его одобряет Совет Федерации и подписывает Президент. Если нет, его убирают из чтения. Откладывается вообще, или возвращается на доработку с голосования Депутатов Государственной Думы.
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону. В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.
|