Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональный потенциал педагога – основа дидактической деонтологии.
12.1Профессиональный потенциал педагога означает совокупность объединённых в систему естественных и приобретённых качеств, определяющих способность учителя выполнять свои функциональные обязанности на должном уровне. Учение о педагогическом мастерстве называется майэвтикой. Данный термин в переводе с греческого языка означает «повивальное искусство». Ещё древнегреческий философ Сократ называл учителей «акушерами мысли». Позднее эвристический метод познания мира стали называть сократовским, а затем – майэвтикой. Вскоре этим термином обозначили учение о педагогическом мастерстве. Мастерство как понятие означает «глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий». Понятие мастерство педагогическое обозначает как «высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие». Существует понятие «педагог-мастер». Этим словосочетанием принято называть специалиста «высокой культуры, глубоко знающего свой предмет, хорошо знакомого с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающегося в вопросах общей, и особенно – детской психологии, в совершенстве владеющего методикой воспитания и обучения». Мастерство учителя измеряется тем, в какой степени педагог способен помочь ученику рождению мыслей в его голове, а не тем, что сообщает ему готовые истины. Настоящий педагог-мастер должен оставаться за кадром фильма под названием «Урок». Существует мнение, что подлинным педагогом-мастером может стать лишь талантливый человек с определенной наследственной программой. Следуя их логике, чтобы стать учителем, надо им родиться. Правда есть и совершенно противоположная точка зрения на этот счет: «все люди наделены естественными, природными качествами воспитателей». Это означает, что учителем может стать любой, кто захочет им стать. Данная логика зиждется на утверждении, что учитель это массовая профессия, и она не может стать привилегией особенно одаренных личностей. 12.2Если задаться целью схематично изобразить структуру педагогического мастерства, то она может быть смоделирована таким образом:
Если проанализировать данную модель, то заметим, что суть педагогического мастерства заключается в своеобразном сплаве личной культуры, знаний и кругозора учителя, его теоретической осведомленности в сочетании с овладением в совершенстве педагогической техникой. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства. Педагогическая техника - это «совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». Например, к педагогической технике следует отнести выразительность речи, умение владеть голосом, жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия, ТСО и т.д. Структуру педагогической технике можно изобразить следующим образом:
Из предложенной схемы видно, что педагогическая техника предполагает глубинные специальные знания по педагогике и психологии и особой практической подготовки. 12.3. - Вы слышали когда-нибудь о таком феномене как дидактогения? . Оно охватывает весь спектр негативных ситуаций, всего плохого, дурного, что только может иметь место в учебных заведениях. Понятие «дидактогения» произошло от греческого «didaktikos», что в переводе с греческого означает поучительный, и от «genos», что в переводе означает происхождение. Это явление может быть вызвано действием педагога «поучительного происхождения», приводящим к отрицательному эффекту. Оно может в равной мере быть результатом умышленного или непроизвольного воздействия. Действие негативного порядка вызвано нарушением педагогического такта со стороны педагога. Оно может быть выражено в форме поступка, жеста, мимики, слова, жестокого обращения с учениками и т.д. Антигуманный подход к детям находит своих приверженцев и в наши дни. Ныне факты избиения, оскорбления, унижения детей также не являются редкостными. И это не может нас не беспокоить. К явлению дидактогении мы не должны быть толерантными. Проблеме жестокого обращения с детьми, антигуманного отношения к ним необходимо уделять больше внимания, чем уделяется в реальности, так как дидактогения имеет тяжелые последствия в плане нарушения психики ребенка, а также - его воспитателя. Источником дидактогении может быть любой воспитательный агент: семейный, школьный, социальный. Нас интересует дидактогения как школьное явление. Причины дидактогении: • отсутствие контроля своего здоровья; • повышенная болезненная чувствительность учителя; • агрессивность, • слабая методическая подготовка; • снижение или отсутствие у педагога волевых качеств; • духовно-моральная бедность; • неустроенность быта; • отсутствие полноценного отдыха и др. Последствия рассматриваемого явления предстают в виде негативного психического состояния учащегося, его неуспеваемости, негативных межличностных отношений учеников. Следствием дидактогении является и детский невроз. К дидактогении также относится «синдром диппольдизма», изученный учеными В. М. Блейхер ом и И. В. Кругом в 1995 году. Под «синдромом диппольдизма» понимается разновидность садизма у учителей и воспитателей, проявляющегося в истязании учеников. Синдром был назван по имени учителя А.Диппольда, от истязаний которого умер ученик. Исследования феномена дидактогении, кроме случаев крайне жестокого обращения с учениками со стороны педагогов, затруднено. Это связано с тем, что многие ситуации, приводящие к развитию всего уродливого в педагогике, выявляются с большим опозданием и с немалыми усилиями. Краеугольным камнем рассматриваемой проблемы является нехватка педагогических кадров, потому борьба с дидактогенией и по ныне носит декларативный характер. 13. Коммуникативная деятельность педагога…13.1 В современной науке и практике все большее значение приобретает концепция педагогической деятельности как диалога ее участников. В данном контексте педагогическое общение выступает в качестве главного механизма достижения ожидаемых результатов обучения и воспитания. 13.2 Выбор форм педагогического общения зависит главным образом от индивидуальности учителя и его представления о собственной значимости в этом общении. Если взять за основу критерий представления учителя о своей роли в педагогическом общении, то получим следующую классификацию педагогического общения: • Перцептивное общение, т.е. адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. • Фатическое общение (лат. fatuus - глупый), т.е. бессодержательное общение ради самого процесса общения; сложный процесс установления и развития контактов между учителем и учениками. Учитель должен развивать в себе способности к перцептивному общению. Существуют множество других классификаций педагогического общения. В зависимости от стилевого критерия, т.е. подразделения стилей по критерию роли участника педагогического процесса различаем общение: авторитарное, демократическое, либеральное. Демократическое общение позволяет гибко корректировать проблемы взаимодействия с учетом возрастающей роли учащегося как участника равноправного диалога. Учитель призван дифференцированно, в зависимости от конкретной педагогической ситуации использовать многообразие форм позитивного общения. На деле же некоторые учителя увлекаются субординационной, регламентированной формой общения, при которой они с завидным постоянством напоминают ученику о «дистанции», стимулируют в нем тревожные ожидания, дают понять «кто в школе хозяин». Другая же часть педагогических кадров проявляют «квазидемократизм» в общении с учениками, выражающийся в панибратском отношении с детьми. Оба подхода построения общения с учениками являются крайностями, так как влияют на снижение качества обучения, возникновение конфликтных ситуаций. Оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом общении элементов субординации и импровизации, что позволяет одновременно быть требовательным и любящим детей учителем, при необходимости скорректировать конкретную ситуацию взаимодействия. Педагог, вызывающий к себе чувство симпатии, получает кредит доверия у детей, а это позволяет ему добиться эффективного общения. Важно, чтобы не злоупотреблять этим кредитом доверия. Ныне огромное внимание уделено вопросам субъективного общения учителя, проявляющимся в избирательном отношении к ученикам. Дж. Брофи и Т.Гудда проанализировали особенности такого общения. Было установлено, что педагоги чаще обращаются к ученикам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Педагоги лучше относятся к «интеллектуалам», исполнительным, дисциплинированным. По остаточному принципу относятся к пассивным, «растяпам». Совсем не пользуются учительским расположением активные, независимые и уверенные в себя ученики. Дж. Брофи и Т.Гудда выявили зависимость субъективного общения от типологии учителей. Они обозначили три типа учителей в зависимости от их стиля педагогического общения: проактивный; реактивный; сверхактивный. Проактивный тип учителя инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он четко знает, чего хочет и как добиться этого. Реактивный тип педагога гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он руководит общением, а ученики навязывают ему характер коммуникации. Такой учитель характеризуется приспособленческим характером. Сверхактивный учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. К примеру, если ученик чуть активнее других, значит он бунтарь; если чуть пассивнее остальных - значит лодырь и тунеядец. Такой педагог то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Значимость культуры речи, интонации, дикции и орфоэпии для эффективного общения очень велика. А.С. Макаренко признавался, что стал настоящим педагогом-мастером после того, как научился произносить «иди сюда» с 15-20 оттенками. Разум личности проявляется в ясности его речи. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов и смысла по интонации.
|