Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прочие методы. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков. 1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли 2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.) 3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе 4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии 5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п., 6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий 7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т. п.) 8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников 9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы: 1. описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и т.п. параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности 2. преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения 3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.
3.3. Экспертиза инновационных проектов
Любой проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы: § обоснование и выбор проекта § составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности) § «запуск» проекта § собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей отчетности) § завершение проекта. Основными аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д. Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции: § прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д. § обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации. В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Задачи: § технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей § коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии § экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба § организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов § социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий § финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта. § экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями. Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме: § предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта § независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта § принятие решения о финансировании проекта. Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта. В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта. Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы. Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является: · составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов · бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности · финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций. Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора). При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы: § целевые критерии § внешние и экологические критерии § критерии реципиента, осуществляющего проект § критерии научно-технической перспективности § коммерческие критерии § производственные критерии § рыночные критерии § критерии региональных особенностей реализации проекта. Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают: § совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом § соответствие проекта отношению организации к риску § соответствие проекта отношению организации к нововведениям § устойчивость положения организации и т.д. Внешние и экологические критерии включают: § правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству § возможное влияние перспективного законодательства на проект § возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта § воздействие проекта на уровень занятости и т.д. Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: § навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи § стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке § данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории § данные о потенциале роста § показатели диверсификации и т.д. При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о: § перспективности используемых научно-технических решений § патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений § перспективности применения полученных результатов в будущих разработках § положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д. Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: § размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта § потенциальном годовом размере прибыли § ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли § значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора § соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений § сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков § стабильности поступления доходов от проекта § возможности использования налоговых льгот § оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам § необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях § финансовом риске, связанном с осуществлением проекта. Производственные критерии включают данные о: § доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования § необходимости технологических нововведений для осуществления проекта § наличие производственного персонала (по численности и квалификации) § возможности использования отходов производства § потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д. Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: § соответствия проекта потребностям рынка § общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок § вероятности коммерческого успеха § эластичности цены на данную продукцию § необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок § соответствие проекта уже существующим каналам сбыта § препятствий для проникновения на рынок § защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации § ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д. Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах. Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем: § оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев) § критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей) § качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно. По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д. Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий: § финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту § определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией. Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности). Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на: § снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами § оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта § возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита. Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 4. Инновации в современной России
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций
После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, способные оказать демократической России экономическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией в условиях " шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с 1992 годом число исследователей сократилось на 376 100 человек, то есть в 1, 9 раза. Важно отметить, что с 1992 года численность КБ уменьшилась в 2, 9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6, 2 раза. Основные виды технологической инновационной деятельности организаций в настоящее время составляют: 25, 8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям; 15, 3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи); 13, 5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов; 11, 2% - приобретение программных средств; 9, 9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями; 7, 8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций; 6, 5% - приобретение технологических инноваций; 10, 0% - прочие технологические инновации. За 2002 год было создано 637 передовых технологий, из них принципиально новых - 44, что составляет 6, 9%. Число организаций, использовавших передовые технологии, составляет 0, 09% от общего числа организаций в промышленности. За последние 9 лет освоено 56 432 передовые производственные технологии. В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния на данный процесс: Недостаточность денежных средств – 40%; Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%; Недостаток финансовой поддержки государства – 17%; Высокая стоимость технологических инноваций – 16% Анализ динамики основных экономических показателей по четырем агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты: 1. Средняя рентабельность промышленности снижалась, но на начальных этапах технологических процессов она была выше, чем на завершающих, в то время как в развитых странах при возрастании степени технологической обработки продукта наблюдается рост рентабельности производства и валовой добавленной стоимости. 2. Наименьшее снижение объема выпуска и инвестиций приходится на комплекс " ресурсы, энергоносители и энергия", наибольшее - на инвестиционный комплекс, комплекс конечной продукции и производственной инфраструктуры. Во многих отраслях не осуществляется даже простое воспроизводство, углубляется разрыв кооперационных связей, технологические цепочки укорачиваются и упрощаются. 3. Положительное сальдо внешнеторгового баланса формируется за счет экспорта сырья и энергоносителей. В структуре экспорта и в общем объеме промышленного производства значительно возрастает доля первичных ресурсов и продукции с низким уровнем переработки. В структуре импорта более 80% составляет продукция машиностроения, продовольствие и ТНП. 4. Сохраняется резкое снижение инновационной активности промышленных предприятий - до 3-5%. В таких условиях необходим поиск новой последовательности локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая бы обеспечила: - устойчивый и быстрый экономический рост; - уменьшение структурно-технологических диспропорций в производственно-технологической структуре экономики и, как следствие, повышение качества экономического роста; - гарантирование национальной независимости в обеспечении страны важнейшими продуктами (стратегическими ресурсами, продовольствием, товарами народного потребления и т.д.); - повышение уровня и качества жизни населения; - воссоздание механизмов ориентации и воспроизводства качественной рабочей силы.
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации
Очевидно, что в современной России только экономический рост способен обеспечить финансовые и другие ресурсные накопления, необходимые для качественных изменений в национальной экономике и технологической модернизации производства. Такой подход позволит также ликвидировать сложившуюся диспропорцию в технологической структуре экономики: в настоящее время доля промышленности в ВВП составляет не более 26%, в бывшем СССР она равнялась 37%, а в развитых промышленных странах превышает 45% Принимая во внимание, что в настоящее время федеральная правительственная программа экономического развития основана на экспорте природных ресурсов, что позволяет иметь темпы роста от 2% до 8% ВВП ежегодно, целесообразно проанализировать иное направление развития экономики. Это направление именуется ресурсно-инновационным, и его внедрение позволит повысить темпы роста ВВП более чем на 14% ежегодно. Примером может служить развитие Москвы. Здесь уже ряд лет темпы роста ВВП (ВРП) составляют более 14%, а в 2002 году в ОПК столицы (а это 370 предприятий) прирост ВВП превысил 20%. В основе созидательной (инновационной) стратегии развития экономики лежит естественное для промышленно развитой страны условие - последовательное сокращение доли экспорта первичных ресурсов и энергоносителей с целью увеличения объемов их внутреннего эффективного потребления с последующим наращиванием экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. В результате существующий производственно-технологический потенциал станет востребованным, что позволит создать перспективную технологическую структуру промышленности на основе освоения новых технологий и инноваций. Что же необходимо для построения эффективной инновационной политики в Российской федерации? Во-первых, необходимо обеспечить спрос на инновации со стороны основных отечественных потребителей знаний и идей – бизнеса. При этом необходимо пропагандировать отечественные разработки, доводить результаты проводимых изысканий до широкой общественности, поскольку, как мне кажется, явный недостаток информации о деятельности российских научных центров служит дополнительным козырем в колоде иностранных производителей высоких технологий. Предприятия просто вынуждены покупать западные инновационные продукты, причем, зачастую уступающие российским аналогам, и по завышенным ценам. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения инновационных идей со стороны отечественных производителей – научных и исследовательских организаций. Для этого необходимо несколько видоизменить организационные структуры учреждений науки. При этом необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также нуждается в грамотном экономическом подходе. Научные организации должны сами стремиться на рынок, искать инвесторов для своих исследований, заинтересовывать конечных производителей своей деятельностью. Научным институтам требуется грамотный маркетинг и PR. Только тогда в российскую науку потекут инвестиционные потоки. Только тогда, зарабатывая реальные деньги на прикладной сфере, научные организации будут иметь достойное финансирование на приобретение современного оборудования, оплату труда своих работников, проведение в жизнь образовательных программ и, наконец, на крайне затратные и рисковые фундаментальные исследования. В-третьих, государство должно всеми доступными ему способами обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, по возможности, не только внутри страны, но и на международном уровне. Науку нужно концентрировать, - идея наукоградов, ГНЦ и крупных исследовательских центров не должна умереть. В условиях рассредоточенности научных ресурсов очень сложно добиться быстроты, эффективности и экономичности научных разработок. Но при этом данные научные центры должны быть максимально открытыми для заказчиков технологических разработок. Они не должны быть организованы по советскому принципу: километры колючей проволоки и номер почтового ящика вместо адреса. Должно быть так, чтобы любой желающий заказать какие-либо исследования в интересующей его области знал, где это можно сделать, во сколько это ему обойдется, и был уверен в высоком качестве полученного результата. Только при наличии всех трех составляющих образуется замкнутый инновационных цикл: наука – производство – наука. Чтобы добиться этого, необходимо совершенствовать инновационную инфраструктуру, то есть организационную и законодательную среду, обеспечивающую связь между наукой и бизнесом. По данным Минобразования России, сейчас организационная инфраструктура в сфере инноваций включает 76 университетских технопарков, 12 ИПЦ, 4 ИПК, около 2000 малых инновационных предприятий при университетах.При этом результаты инновационной деятельности остаются не востребованными отечественным производством. Причина в том, что целью построения инфраструктуры изначально являлась не ориентация науки на потребности бизнеса, а «сохранение научно-технического потенциала». Несовершенна и законодательная составляющая: не урегулированы права собственности на продукты интеллектуальной деятельности, созданные в советский период, отсутствуют эффективные механизмы коммерциализации прав собственности, принадлежащих государству. Наконец, и это, пожалуй, самое главное, следует определиться с инновационной стратегией. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что реализация высокотехнологичного пути развития экономики России может осуществляться по двум принципиально различным направлениям. Первое связано с осуществлением промышленной политики, второе — с проведением политики, направленной на стимулирование и развитие конкуренции. Реализация первого пути подразумевает централизацию принятия решений и выбор приоритетов экономического развития. Этот путь ориентирован на поддержку отечественных компаний путем государственного вмешательства в конкуренцию через инструменты протекционистской и налоговой политики. К странам, в которых была успешно реализована промышленная политика, как правило, относят Японию и «азиатских тигров». Конкурентная политика основана на принципах низкого уровня ограничений для развития бизнеса при равенстве условий для отечественных и зарубежных компаний. При этом упор делается не на вертикальное отраслевое развитие, а на стимулирование межотраслевых связей. Характерным примером стран, успешно реализовавших конкурентную политику, служат США и Финляндия. Успех России при переходе от инерционной к инновационной схеме развития во многом зависит от правильности выбора стратегии. Очевидно, что такая стратегия должна быть направлена на восстановление роли научного потенциала России как необходимого технологического звена в производстве конкурентоспособной отечественной продукции. Очевидно также, что решать эту задачу необходимо не за счет увеличения государственного участия в финансировании науки, а за счет устранения пробелов инновационного цикла.
Заключение
Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных с инновациями. В результате проведенной работы были выявленные основные положения инновационной деятельности и управления ею. Так, любой ввод нового товара на рынок - рискованное мероприятие. Отмечено, что инновации достигают успеха в 65% случаев (по опросам 700 английских компаний), хотя только 10% из них были по-настоящему новыми, а 20% - лишь новыми версиями товаров. Таким образом, введение нового товара на рынок - род статистической игры. Большое число промежуточных этапов перед выводом товар на рынок призвано снизить риск, однако на все это требуется время. Инновационный процесс - сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара. В качестве обобщения маркетингового подхода к НИОКР и выводу продукта на рынок приводится рис.
При отборе инновационных проектов используется экономическая оценка их эффективности с национальной, коммерческой и бюджетной точек зрения. Для более эффективного отбора необходимо использовать экспертизу инновационных проектов. Ситуация в современной России характеризуется высоким инновационным потенциалом, нереализуемым преимущественно вследствие отсутствия необходимого финансирования. Улучшение ситуации возможно только при условии согласованной на всех уровнях экономики стратегии инновационного развития России.
Список литературы
1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 г. 2. Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “Менеджмент”. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 г. 3. www.businesslearning.ru 4. www.dis.ru 5. www.ptpu.ru 6. #" _Toc135666620" > Часть II. Разработка модели системы управления организацией
Проект флористического салона «Liebe»
В общем виде модель управления организационной системой имеет следующий вид: Модель управления организационной системой. По проекту флористический салон «Liebe» будет создаваться как общество с ограниченной ответственностью (ООО «Liebe»). Опишем модель управления ООО «Liebe» в соответствии с общей схемой управления организационной структурой.
1. Организационная система ООО «Liebe»
ООО «Liebe» планируется как крупный флористический салон, предоставляющий потребителям все виды флористических услуг, от продажи цветов и составления букетов до лечения комнатных растений и дизайна помещений и ландшафтов. Уникальность этой организации состоит в том, что она является флористический «супермаркетом», в то время как до сих пор в Сибирском регионе на данном рынке действуют фирмы исключительно узкой специализацией по отдельным услугам. Кроме того, ни одна российская компания не проводит лечение и профилактику заболеваний растений. Стартовый капитал ООО «Liebe» будет формироваться следующим образом: v 50% - собственные средства; v 30% - средства частных инвесторов; v 20% - кредит банка. На начальном этапе область деятельности компании будет ограничена рынком г. Томск и области. Однако планируется расширение деятельности сначала до пределов Сибирского региона, а затем и Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений деятельности компании будет внедрение системы менеджмента качества международного класса и получение международного сертификата соответствия. Также важным направлением будет создание и развитие прочной корпоративной культуры.
2. Внешняя среда организации
Внешняя среда организации подразделяется на 2 категории: ближняя и дальняя внешняя среда. Ближняя внешняя среда представляет собой поставщиков, покупателей, конкурентов и власть. K Поставщики. Салон будет работать с 3-мя основными поставщиками: 1. Горзеленхоз - обеспечение салона самыми ходовыми цветами (розы, гвоздики, хризантемы), выращенными в г. Томске и соответственно имеющими сравнительно низкую закупочную стоимость. 2. ООО «Риголетте» - фирма, занимающаяся импортом цветов из-за границы, обеспечит салон цветами из зарубежья (Голландия, Израиль, страны Прибалтики, Колумбия, Франция). 3. ООО «Exotique» - занимается импортом экзотических растений, которыми и будет обеспечивать салон. J Покупатели. Основные покупатели продукции салона – жители г. Томска и Томской области, а также юридические лица и муниципальные учреждения. L Конкуренты. В городе и области в основном представлены салоны, специализирующиеся на узком круге операций, например, продажа растений, составлении букетов, оформлении помещений цветами, или консультирование. Крупных салонов, которые осуществляли бы все перечисленные операции на Томском рынке не представлено. K Власть. Основными точками пересечения с органами власти будут являться: регистрация, бухучет и налогообложение бизнеса, охрана труда, защита прав потребителей. Дальняя внешняя среда взаимодействует с организацией косвенно, опосредованно. Основными силами дальней внешней среды являются: политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс, а также состояние национальной экономики.
3. Миссия и стратегические цели
Миссия ООО «Liebe» заключается в выведении флористического рынка Сибирского региона на качественно новый уровень развития, который предполагает предоставление потребителю высококачественных товаров и услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют требованиям российских и международных стандартов качества. Стратегические цели: 1. Выйти на рынок флористических услуг и завоевать доверие потребителей за счет широты ассортимента и высокого качества продуктов/услуг, а также высокого уровня сервиса. 2. В течение 5 лет занять не менее 60% рынка флористических услуг, путем вытеснения мелких узкоспециализированных фирм. 3. Создать сеть флористических салонов в г. Томске. 4. Разработать стратегию выхода на региональный рынок. 5. Внедрить систему менеджмента качества, согласно ИСО 9001.
4. Ресурсы
Существует 5 основных групп ресурсов: энергия, материалы, труд, капитал, информация. Энергия Необходима электроэнергия на освещение помещения, на технологические цели, а также топливо для автотранспорта. Материалы 1. Живые растения. 2. Оберточная бумага, оберточный полиэтилен, декоративная сетка. 3. Декоративная лента различной толщины. 4. Крепежные материалы: скотч, скобы, клей. 5. Удобрения. 6. Противопаразитные препараты. 7. Сухоцветы. Труд 1. Топ-менеджер. 2. Бухгалтер. 3. Администратор торгового зала. 4. Флорист. 5. Водитель-грузчик. Капитал 1. Регистрация фирмы, начальная арендная плата – около 2 тыс. $ 2. Коммунальные услуги – около 1 тыс. $ в месяц. 3. Система кондиционирования, оборудование для подогрева помещения, фотолампы, холодильная комната – около 2 тыс. $. 4. Рабочие стеллажи, стойки, вазоны, секаторы, ножницы и прочее мелкое оборудование – около 3 тыс. $. 5. Транспортное средство – около 4 тыс. $. Информация Необходимо постоянно отслеживать информацию с выставок, форумов, ярмарок для учета веяний моды в области флористики и дизайна. Также отслеживать состояние рынка флористических услуг города и области (появление новых конкурентов, возникновение новых потенциальных клиентов, крупные общественные мероприятия, акции, праздники, изменение требований законодательства), следить за ситуацией на мировом рынке.
5. Бизнес-процессы преобразования - Цветы и комнатные растения - Труд администратора Продажа растений - Цветы - Оберточная бумага, оберточный полиэтилен, декоративная сетка. - Декоративная лента различной толщины. - Крепежные материалы: скотч, скобы, клей. - Сухоцветы - Труд флориста - Труд администратора Букеты - Цветы - Крепежные материалы: скотч, скобы, клей. - Сухоцветы - Труд флориста - Труд водителя - Труд администратора Оформление помещений растениями, ландшафтный дизайн - Цветы и комнатные растения - Букеты - Удобрения - Труд водителя - Труд администратора Доставка - Труд флориста - Труд администратора Консультации - Удобрения - Труд администратора Продажа удобрений - Противопаразитные препараты - Удобрения - Труд флориста - Труд администратора Лечение и профилактика заболеваний
6. Продукция
Основными видами продукции и услуг флористического салона являются: 1. Живые растения – цветы и декоративные растения, в том числе экзотические. 2. Букеты из живых растений и сухоцветов. 3. Услуги по оформлению помещений живыми цветами и ландшафтному дизайну. 4. Услуги по доставке цветов и букетов потребителю. 5. Консультации флориста по уходу за домашними растениями. 6. Удобрения. 7. Услуги по лечению и профилактике заболеваний растений.
7. Тактические цели организации
Основными тактическими задачами организации являются: 1. Захват доли рынка флористических услуг за счет проведения активной рекламной и PR политики. 2. Оказание флористических услуг и обслуживание клиентов более высокого качества, чем у конкурентов. 3. Стать основным дистрибьютором Томских предприятий, занимающихся выращиванием цветов и комнатных растений (например, Горзеленхоз). 4. Наладить каналы поставки с частными цветоводами. 5. Создать корпоративную культуру в организации.
8. Контроль результативности
Результативность (общая эффективность работы организации) – оценивается следующими критериями:
Таблица 2.
|