Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеология анархизма о государстве и праве
Анархизм – политическое учение, отрицающее необходимость государства, пропагандирующее замену его общественным самоуправлением. Возникло в сер. XIX в. Видные деятели анархизма – Прудон, Бакунин.Естественная форма жизни людей по Прудону – общество, основанное на разделении труда, равенстве, взаимном обмене результатами труда, трудовой собственности и свободных объединениях трудящихся. Главный недостаток экономической жизни – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность, неравенство, власть. Собственность есть кража.Всякая власть – эксплуатация человеком человека. Те, кто обладают политической властью, не могут не эксплуатировать общество. Поэтому государство вредно. Всякое государство имеет классовый характер. Конституционное государство – конфедерация буржуа против рабочих и короля. Право вредно. Законы создаются для защиты интересов. Интересы меняются, растет и число законов, ограничивая сферу человеческой свободы. Все преступления вместе взятые, причиняют меньше вреда, чем государство и право.Прудон не желал политических преобразований Главное – экономический переворот – справедливое распределение (прямой, без обмана обмен результатами труда, бесплатный кредит). Реформы можно провести мирным путем. Власть существует лишь в умах людей в результате обмана со стороны религии. Просвещение разрушит авторитет власти. Общество превратится в федерацию свободных ассоциаций, сочетающих личную и коллективную свободу.Прудон отрицал пользу обобществления собственности. Он отстаивал идею частного владения, основанного на личном труде, почему марксисты считали его учение «мелкобуржуазным». Коммунизм для Прудона – гнет и рабство. При коммунизме человек становится рабом государства.Бакунин считает, что высший закон человечества – уважение человеческой личности. Цель истории – освобождение личности, счастье каждого человека. Коллективная свобода и благосостояние реальны когда они сумма индивидуальных свобод и благосостояний. Человеком правят два естественных закона – солидарность и свобода.Свобода в познании и признании естественных законов. Человек свободен, если признает равенство, свободу и человечность всех людей, а люди окружающие его, признают его свободу и человечность.Власть развращает людей интеллектуально и морально. Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом.Бакунин призывал к всемирной анархической революции, которая уничтожит капитализм и государство. Будущее общество представлял как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся общин без центральной власти и управления. Социализм без свободы – это «рабство и скотство». Свобода и государство несовместимы. Государство должно «раствориться в обществе».
|