![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет
Анализ результатов педагогических наблюдений в условиях реального тренировочного процесса и соревнований позволил установить существенные различия рассматриваемых параметров разносторонности тактики игры в зависимости от возраста юных футболистов. Уровень тренировочной разносторонности тактики (ТРТк) юных футболистов 14-15 лет ниже, чем соревновательной (СРТк). При этом, если ТРТк к возрасту 15 лет повышается относительно равномерно, то СРТк подвержена более выраженным и неравномерным изменениям. Наряду с этим в возрастной группе 14-15 лет отмечены особенности соотношения разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий. У футболистов 8-9 лет при существенных различиях тренировочной и соревновательной разносторонности тактики атакующих действий (t= 4, 7; р< 0, 001) ее уровень в оборонительных действиях одинаков в игре и тренировке. В возрастных группах 14-15 отмечено устойчивое преобладание тактики разносторонности атакующих действий над оборонительными (t= 3, 3-4, 2; р< 0, 01) в условиях СД. Для выявления возрастных особенностей взаимосвязей рассматриваемых параметров разносторонности техники и тактики и степени их влияния на результативность СД юных футболистов был осуществлен корреляционный анализ. Начиная с 12-летнего возраста, обозначается тенденция повышения уровня зависимости результативности СД от разносторонности соревновательного и тренировочного объемов техники и тактики игры (г = 0, 413-0, 451; р< 0, 05). При этом значительно возрастает степень взаимосвязей всех рассматриваемых показателей разносторонности между собой (г = 0, 631-0, 810; р< 0, 05). Наиболее выражение данные закономерности прослеживаются у юных футболистов 14-15 лет. Возрастает зависимость результата игры от разносторонности ТТД (г = 0, 510-0, 623; р< 0, 05), теснее становятся взаимосвязи соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики (г = 0, 737-0, 861; р< 0, 01). В дальнейшем, в возрасте 16-17 лет, уровень рассматриваемых показателей стабилизируется. Таким образом, очевиден факт повышения с возрастом юных футболистов влияния на количественные и качественные характеристики СД рассматриваемых показателей разносторонности тактики игры. Наиболее характерно это прослеживается, начиная с 14-15лет. Помимо этого к 14-15-летнему возрасту у юных футболистов в условиях СД наблюдается своеобразный «скачок» показателя разносторонности тактики игры, которой составляет 15, 6%. Данный факт подтверждает положение А.П. Золотарева о необходимости рассматривать этот возрастной этап в многолетней подготовке как «критический» в аспекте становления тактического мастерства. Обращает на себя внимание неравномерность распределения по возрастам различий в показателях объемов разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, как в тренировке, так и в условиях СД (табл. 2). С учетом отмеченной выше степени влияния показателей рассматриваемых объемов разносторонности ТТД на успешность СД юных футболистов, особенно, начиная с 12-летнего возраста, можно констатировать факт увеличения от этапа к этапу многолетней подготовки различий объемов разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий (с преобладанием первых) в условиях СД. В условиях тренировочного процесса подобной четкой закономерности не прослеживается. Таблица 2. Разность показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий юных футболистов (%).
Примечание: со знаком «-» отражено преобладание объема разносторонности тактики оборонительных действий над атакующими, без знака «-» - преобладание объема разносторонности тактики атакующих действий над оборонительными.
Установленный факт свидетельствует о тенденции определенного «разрыва» в тактическом арсенале юных спортсменов, прогрессирующего от этапа к этапу многолетней подготовки. Расширяя с возрастом диапазон тактики атакующих действий, традиционная методика тренировки не способствует аналогичным темпам повышения объема тактики игры в обороне. Причем, это прослеживается как в условиях тренировки, так и соревнованиях. Выявленные особенности исследуемых объемов разносторонности тактики игры юных футболистов на этапах многолетней подготовки указывают на конкретные количественные различия этих показателей в зависимости от возраста спортсменов. Установленные граничные по возрастам значения разносторонности тактики предполагают возможность дальнейшей дифференцировки содержания тактической подготовки юных футболистов. Анализ современного состояния теоретико-методических основ многолетней тактической подготовки юных футболистов с учетом разносторонности техники и тактики игры свидетельствует об отсутствии научно обоснованной методики тренировки в данном направлении. При подчеркиваемой специалистами футбола значимости такой методики, содержательный компонент последней до настоящего времени не разработан. Обращает на себя внимание факт определенного «разрыва» в уровне теоретических знаний по исследуемой проблеме у ведущих тренеров профессиональных клубов России и специалистов, работающих в области детско-юношеского футбола. Отмеченное положение отражает в рассматриваемом аспекте состояние программно-нормативной базы, регламентирующей многолетнюю подготовку спортивного резерва в футболе. Показатели разносторонности тактической подготовленности футболистов подвержены значительной возрастной вариативности. В период с 8 до 13 лет тренировочный объем разносторонности техники уступает соревновательному. Начиная с 14-летнего возраста, соотношение этих объемов изменяется в пользу тренировочной деятельности. С возрастом показатели разносторонности тактики игры изменяются. Так, у футболистов 8-9 лет при существенных различиях объемов тренировочной и соревновательной разносторонности атакующих действий ее уровень в оборонительных действиях одинаков в игре и тренировке. В показателях спортсменов 14-15 лет отмечено обратное соотношение. В других возрастных группах (кроме показателей СРТк в 10-11 лет) наблюдается устойчивое преобладание разносторонности тактики атакующих действий над оборонительными. Подобная закономерность, по-видимому, отражает содержание традиционно сложившейся многолетней тактической подготовки юных футболистов с преобладанием обучения тактике атакующих действий. Отсутствие в современной методике многолетней тактической подготовки юных футболистов учета возрастных параметров разносторонности техники и тактики игры ограничивает возможности дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.
|