Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление дебиторской задолженностью. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой составную часть общей политики управления оборотными активами предприятия
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой составную часть общей политики управления оборотными активами предприятия, которая заключается в минимизации общего ее размера и сроков инкассации долга. Управление дебиторской задолженностью предполагает: ‑ определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции; ‑ анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; ‑ контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности; ‑ определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов; ‑ задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; ‑ прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации. Основные приемы управления дебиторской задолженностью: ‑ учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности; ‑ АВС-анализ в отношении дебиторов; ‑ анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров; ‑ оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; ‑ уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов; ‑ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; ‑ определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате; ‑ оценка возможности факторинга (продажи дебиторской задолженности). Формирование приемлемых сроков платежей определяет предельный период их осуществления по отношению к поставке продукции поставщикам или покупателям при заключении контрактов с ними. По отношению к поставке продукции различают следующие сроки платежа: а) предоплату (или авансовый платеж), которая может быть полная (100%-ая) или частичная; б) наличный платеж или платеж против продукции (товаров, услуг); в) оплату по факту поставки продукции; г) оплату с отсрочкой платежа (т.е. с предоставлением коммерческого или потребительского кредита). Эффективность отдельных видов платежей по срокам их осуществления определяется тем, в какой роли выступает предприятие - покупателя или продавца продукции. Поэтому при формировании приемлемых сроков платежей с поставщиками продукции следует иметь ввиду, что наиболее эффективной является ее оплата по факту поставки или с отсрочкой платежа, а с покупателями продукции - полная или частичная предоплата. Вместе с тем, при формировании приемлемых сроков платежей должна быть учтена сложившаяся практика их осуществления в отношениях с коммерческими партнерами. Скидки в контрактах целесообразны в случаях: ‑ если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли; ‑ если предприятие испытывает дефицит денежных средств (скидки могут быть предоставлены в целях увеличения притока денег, даже когда в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным); ‑ ранней оплаты. При прочих равных условиях таким скидкам должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, а скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы. Факторинг представляет собой операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по расчетам с покупателями продукции. Факторинговые операции осуществляют коммерческие банки, которым это законодательно разрешено. Основной принцип факторинговой операции состоит в том, что предприятия-продавцы уступают банку право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию. При проведении этой операции банк в определенный срок возмещает предприятию-продавцу основную часть суммы долга по таким платежным документам. Перечисление остальной части платежа за поставленную продукцию осуществляется банком после поступления средств от плательщика. В договоре с банком может быть предусмотрено и полное возмещение суммы долга. За осуществление такой комиссионной операции банк взимает с предприятия-продавца определенную плату (обычно в процентах к сумме платежа). Учитывая, что факторинговые операции носят рисковый характер, фактор-банк дифференцированно подходит к их проведению и взиманию платы с учетом платежеспособности получателя продукции и предусмотренных сроков их оплаты.
|