Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
_______________________________________________________________ Виды самостоятельной работы обучающегося: - изучение рекомендованной литературы, ее конспектирование и анализ под руководством преподавателя; - подготовка конспектов; - подготовка аналитических записок; - знакомство с психодиагностическим инструментарием, его применение и описание результатов; - подготовка эссе. Темы аналитических записок: 1. «Я пытался остановить поток сознания: как это было» 2. «Мой тип личности по Дж.Холланду и мои перспективы в учебе и трудовой деятельности» Темы эссе: 1. «Как я представляю себе внутренний мир первобытного человека и его взаимодействие с другими людьми» 2. «Мой друг и мой недоброжелатель: их психологические характеристики». Контрольные конспекты: 1. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопр. философии, 1962, № 7. С. 97 - 111. 2. Выготский Л.С. Генетические корни мышления речи // Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 89 - 117. 3. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии // Вопросы психологии 2004, № 2. С.65-78. 4. Шадриков В.Д. Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) // Психология. Журнал ВШЭ, 2008,.№ 2, С.3–18 5. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. т. 6 № 2. C. 3-36 6. Беляев С.А.,. Минчик М.В Психологический портрет С.А. Пушкина // Психол. журнал. 2010, №2. 7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под.ред.Д.А.Леонтьева.М.: «Смысл» 2005. Лекция 45. Проблема классификации потребностей. Мотивы. С.428-438. 8. Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии, 1995, №1. С.4-10.
Вопросы для контроля: 1. Что представляет собой психология как наука? Каков ее предмет? Какие методы используют психологи? Где и как используются данные, полученные учеными, работающими над решением психологических проблем? 2. Как определяют предмет психологии представители ведущих мировых психологических школ: бихевиористы, психоаналитики, экзистенциалисты? Приведите примеры их проблематики, используемых методов, достижений. 3. Как определяется предмет психологии в теории отражения? В чем особенности этого подхода, каковы его преимущества и ограничения? В чем специфика отражения объективной действительности в форме раздражимости и чувствительности? 4. В чем суть гипотезы А.Н.Леонтьева о происхождении психики? Как эта гипотеза проверялась экспериментально в опытах по функциональному формированию чувствительности? 5. Установите и охарактеризуйте связь между стадией развития психики и формами поведения животных, способами их адаптации к условиям жизнедеятельности? 6. В чем специфика ручного интеллекта высших обезьян? Дайте сравнительный анализ ручного интеллекта обезьян и речевого мышления человека. как определял Л.С.Выготский генетические корни мышления и речи? 7. Как соотносятся между собой научная и житейская психология? Приведите примеры научного и житейского подходов к решению психологических проблем в жизни отдельного человека, группы, общества в целом. 8. Как строится психологическое исследование: какова его структура, как подбираются испытуемые и методы? При каких условиях данные, полученные в психологическом исследовании, можно считать достоверными? 9. Что такое интроспекция как метод психологии? Сторонники каких психологических школ внесли основной вклад в развитие научных представлений об этом методе? Каковы возможности и ограничения интроспекции как метод а психологии? 10. Что такое закон в науке? В чем состоит особенность закона в психологии (по Б.Ф.Ломову)? Приведите примеры действия психологических законов. Покажите значение знания психологических законов для человека, ведущего частную жизнь, и для профессионала. 11. В чем суть закона персональных расстояний Э.Холла? Как можно повысить успешность своего взаимодействия с людьми на основе знания этого закона? 12. В чем суть закона оптимума мотивации Йеркса-Додсона? Как и в каких условиях можно повысить успешность своей деятельности на основе знания этого закона? 13. Какие особенности в психике человека врожденные, а какие приобретенные? Приведите примеры. Что человек может целенаправленно изменить в себе как носителе психики? 14. В чем суть закона инвариантного строения деятельности? Чем знание этого закона может помочь психологу в его профессиональной, а человеку в его практической деятельности? Как понимать положение о векторе «мотив-цель» как системообразующем факторе деятельности. 15. В чем суть положения о неаддитивном характере становления деятельности? Чем знание этого закона может помочь психологу в его профессиональной, а человеку в его практической деятельности? 16. Что такое ориентировочная основа деятельности? Каковы ее место и функции в организации деятельности? Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие представлений об ООД? 17. Как соотносятся понятия «индивид» и «личность». Зачем следует их различать? Как индивидные и личностные особенности проявляются в поведении? Как можно повысить эффективность взаимодействия, зная индивидные и личностные особенности партнера? 18. Какие характеристики мотивационной сферы человека Вам известны (по А.Н.Леонтьеву). Зачем их нужно знать и как можно использовать это знание в общении и практической деятельности? 19. Дайте характеристику основных ценностных ориентаций личности по Э. Шпрангеру, Дж.Холланду. Как можно использовать знание этой типологии для повышения личной эффективности, в общении, в профессиональной деятельности? 20. Что такое темперамент как проявление врожденных свойств нервной системы и динамическая характеристика личности? Как можно оптимизировать общение, зная темперамент партнера по взаимодействию? 21. Дайте характеристику основных особенностей и поведенческих проявлений эмоциональной устойчивости человека (по Г.Айзенку). Как следует учитывать уровень эмоциональной устойчивости, достигая желаемого уровня успешности общения и практической деятельности? 22. Дайте характеристику основных характеристик и поведенческих проявлений экстраверсии и интраверсии как базовых черт личности человека (по Г.Айзенку). Как следует учитывать характеристики экстраверсии-интроверсии, достигая желаемого уровня успешности общения и практической деятельности? 23. Какие психологические особенности связаны с асимметрией в работе полушарий головного мозга? Дайте характеристику переработки информации у людей разных типов. Как можно учитывать эти особенности в общении и профессиональной деятельности? 24. Какую роль играют потребности в регуляции деятельности человека? Приведите примеры основных потребностей человека, их возникновения и развития. Как соотносятся понятия «потребность» и «мотив»? Используя какое понятие, можно более полно охарактеризовать личность человека и почему? 25. В чем состоит суть закона возвышения потребностей в онтогенезе А.Маслоу? Каким образом можно организовать психологическое воздействие на человека, используя знание этого закона? 26. Какую роль играют самооценка и самопринятие в регуляции деятельности и становлении личности человека? Как стиль жизни и взаимодействие людей зависят от самооценки и самопринятия? Можно ли целенаправленно изменить самооценку и самопринятие? Если можно, то как и зачем?
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Асмолов. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. - М.: Смысл; Академия, 2002. 2. Герриг Р. Зимбардо Ф. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004.
|