Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма Госуд устройства.






Хар-ет территориальный признак

Территориальная образует форму государственного устройства

Соотношение власти и гос-ва –форма правления

Соотношение полит власти – правовой режим

Форма госуд устройства – это форма гос-ва, кот характеризует территориальную орг-ию госуд власти. Распределение власти между гос-ом в целом и его составными частями.

Форма госуд устройства отвечает на вопросы:

1. Какова степень само-ти составных частей гос-ва

2. На какие составные части поделено гос-во.

3. Как взаимодействуют между собой госуд органы и органы составных частей

4. Как власть организована по национально-территориальному признаку.

5. Каково правовое положение составных частей гос-ва

6. Какова степень централизации госуд власти

7. Как составные части взаимодействуют между собой

Виды форм госуд устройства

1) Унитарное (единое централизованное гос-во административно-территориальные единицы, которого не имеют статуса государственных образований.

Признаки унитарных гос-в:

- единство (единое законодательства (одна Конституция), единая налоговая система, единые высшие госуд органы)

- составные части гос-ва явл административно-территориальными образованиями. И не имеют статуса госуд образований.

- Местные органы зависят от государственных органов т.е. входят в систему.

Виды унитарных гос-в:

1) В зависимости от правового положения составных частей.

- симметричные (у всех районов одинаковое правовое положение)

- асимметричные (различное правовое положение составных частей). Это гос-ва с автономиями.

2) в зависимости от правового положения местных органов власти.

А)централизованные унитарные гос-ва, при кот подчинение местных органов гос-ву, осуществляется посредством назначаемых из центров чиновников) Прим. Нидерланды, Казахстан, Индонезия

Б) децентрализованные (территориальные органы формируется не зависимо от центральных органов власти) Прим, Нов. Зеландия, Великобритания.

В) относительно децентрализованные (в формировании територ органов принимает участие как гос-во так и население данной территории) Прим. Франция.

3) В зависимости от состава:

- простые (не имеют дополнит включений) Прим, Польша, Тайланд

-сложные (имеют доп включения в виде автономии) Прим, Швеция, Норвегия.

2) Федерация – сложное союзное гос-во, сост из госуд образований, имеющих опред юрид сам-ть.

Признаки Федеративных гос-в:

1. Составные части Федерации имеют статус госуд образований. Они обладают опред правами в различ сферах, опред самостоятельностью.

2. Федерация это сложное гос-во, кот харак-ся двумя уровнями законодательства (законод-во федерации и зак-во субъектов), двумя уровнями высших органов госуд власти (высшие органы гос-ва и высшие органы субъектов), двойной уровень налогообложения (налоги федеральные и налоги субъектов) и два уровня бюджета.

3. Федерация это союзное государство, а не союз гос-в (не путать с конфедерацией). Составные части федерации не явл гос-ми.

4. Компетенция между высшими органами гос-ва и высшими органами субъектов, распределяется на основе договоров о разграничении предметов ведения и/или на основе Конституции.

Виды Федерации:

1) В зависимости от основания объединения:

- договорные

- конституционные

- смешанные (конституционно-договорная) Прим, Россия

2) в зависимости от правового положения субъектов

- симметричные

- асимметричные (все субъекты не равны) Прим, Россия

Сам-но: конфедерация и ассоциативные гос-ва.

Полит режим – это система методов, осщуствления госуд власти.

Полит режим хар-ся:

- взаимодействием гос-ва и населения.

- соотношением полит сил в стране.

Выделяют 2 политических режима:

· демократический.

Характеризуется:

1. в качестве источника и верховного носителя власти в гос-ве выступает народ.

2. Гос-во и власть функционирует на основе принципа разделения властей (законод, исполнит, судебная)

3. Конституционное признание и реальное закрепление прав и свобод человека и гражданина

4. Гарантируется и равным образом защищаются все формы собственности.

5. Существует ряд полит партий, в том числе и оппозиционных правительств.

6. Защищенность граждан от произвола госуд органов, в том числе от незаконного вмешательства в частную личную жизнь

7. Гласность деятельности гос-ва.

8. Методы осуществления госуд власти только правовые.

Демократические идеи возникали еще в древнем Риме в период рабовладельческого общества. Но реальное их воплощение касалось только свободных граждан. Развитие и реальное воплощение эти труды получили в трудах Дж. Локка, Шарля Луи Монтексье «О духе законов», Жан Жак Руссо «Об общественном договоре», Джона Миля «О свободе».

Демократия предполагает такую гос власть, кот. осуществляется от имени народа и в интересах народа.

Демократический строй предполагает и т.н. парадоксы демократии (недостатки):

А) При осуществлении власти большинства могут страдать и интересы меньшинства

Б) При демократическом строе велико влияние на госуд власть финансово-промышленных групп (лоббирование законов в парламенте)

В) при демократическом режиме трудно проводить нужные, но не популярные решения (монетизация льгот)

Г) длительность и дороговизна принимаемых решений гос-ом (работа парламента, чтения и т.д.)

Формы демократии:

-непосредственная демократия (власть осуществляется народом) Прим, принятии конституции на референдуме

- представительная демократия (власть осущ-ся выборными предстваителями например, депутатами парламента.

Виды демократии:

- либеральная (направленная на реализацию индивида, личность как высшая ценность)

- социальная (реализация обществ интереса, высшая ценность – общество)

Типы демократии:

-рабовладельческая (Древняя Греция)

-феодальная (средневековый Новгород)

-буржуазная (соврем США)

- социалистическая (Соврем Китай)

· недемократический полит режим

1. авторитарное

Признаки:

- личность не явл высшей ценностью

- права и свободы гражданина реализуются частично, многие ограничены

-отсутствие свободы предпринимательской деятельности

- полит партий может быть несколько, но среди них нет оппозиционных.

-обществен организации в своем большинстве явл государственными

Пример, СССР в период оттепели и застоя, после культа личности или до его прихода власти

2. тоталитарное

Признаки:

- принцип разделения властей отсутствует

-вся власть в руках человека или узкой группы людей

- полный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества

-вмешательство гос-ва во все сферы жизни.

- права и свободы личности почти полностью ограничены

- господство одной идеологии

- абсолютное преобладание государственной собственности

3. фашистское (крайнее проявление тоталитаризма)

Признаки:

- признаки тоталитарного

- единоличный лидер с неограниченными возможностями во главе огромного госуд аппарата.

- максимальное ограничение прав и свобод

-возможность полного государственного произвола

- на уровне офиц госуд идеологии: признание и пропаганда нац и расового неравенства

+ разрешение и пропаганда террора.

Прим, Германия.

 

80. Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы.

1. Госуд суверенитет –это политико-правовое свойство гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос власти.

Суверенитет госуд власти выраж-ся в след:

1. В рамках гос-ва госуд власть выше. Она выше любой др власти и вправе признавать др власть незаконной.

2. Гос-во обладает спец атрибутами силы, ворож. подразделениями и спец учреждениями, а также тех. возможностями: - армия- полиция-тюрьмы и т.д.

Без наличия силы госуд суверенитет ничтожен.

3. Госуд суверенитет бывает внутренний и внешний

Внутр – обозначает независимость гос-ва от любых др видов общ власти в т.ч. полит партий, воор формирований, обществ религ и нац объединений и любых других.

Внеш- нез-ть гос-ва от др гос-в.

Угрозы: миграция, глобализация

82.Правовое воспитание и правовое обучение

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.

Основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал