Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II: основные философские доктрины 2 страница






 

сущность (субстанция);

 

количество;

 

качество;

 

отношение;

 

место;

 

время;

 

положение;

 

состояние;

 

действие;

 

страдание.

 

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

 

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 

5. Проблема материи в философии Аристотеля

 

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

 

все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

 

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

 

реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

 

потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

 

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

 

6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.

 

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

 

растительная душа;

 

животная душа;

 

разумная душа.

 

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

 

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

 

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

 

по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

 

отличается от животных наличием мышления и разума;

 

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

 

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

 

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

7. Классификация Аристотеля форм государства.

 

Аристотель выделяет шесть типов государства:

 

монархия;

 

тирания;

 

аристократия;

 

крайняя олигархия;

 

охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

 

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

 

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

 

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

 

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

 

дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

 

выделил 10 философских категорий;

 

дал определение бытия через категории;

 

определил сущность материи;

 

выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

 

внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).


 

 

ВОПРОС 8. Теологическая философия средних веков.

 

1. Общее понятие и основные черты средневековой философии.

 

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

 

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

 

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

 

теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

 

изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

 

господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

 

сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

 

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

 

провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

 

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

 

выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

 

мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

 

2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

 

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

 

Согласно догмату творения:

 

Бог сотворил окружающий мир из ничего;

 

творение мира есть результат акта Божественной воли;

 

мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

 

природа не может творить сама себя;

 

единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

 

Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

 

подлинным бытием является только Бог;

 

сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

 

поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

 

нет четкой границы между Богом и Его творением.

 

Согласно догмату откровения:

 

мир можно познать, только познав Бога;

 

Бог недоступен для познания;

 

несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

 

единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

 

Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

 

3. Проблема добра и зла в средневековой теологической философии.

 

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

 

окружающий мир всецело сотворен Богом;

 

Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

 

следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

 

зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

 

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

 

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

 

4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

 

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:

 

бытие (существование) – экзистенцию;

 

сущность – эссенцию.

 

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

 

Эссенция (сущность) характеризует вещь:

Что такое вещь?

 

Какая вещь?

 

Для чего она существует?

 

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность – бытие. Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы – сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.

 

5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

 

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

 

Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»).

 

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

 

Схоласты подразделяли знание на два вида:

 

сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

 

естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

 

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

 

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм.

 

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).

 

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

 

Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

 

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

 

6. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

 

стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

 

сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

 

способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

 

способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

 

положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);

 

пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

 

выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.


 

 

ВОПРОС 9. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

 

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

 

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

 

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

 

совершенствование орудий труда и производственных отношений;

 

кризис феодализма;

 

развитие ремесла и торговли;

 

усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

 

укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

 

появление первых парламентов;

 

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

 

повышение уровня образованности в Европе в целом;

 

великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

 

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

 

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

 

гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

 

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

 

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

 

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

 

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

 

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:

 

антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

 

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

 

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

 

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

 

большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

 

торжество индивидуализма;


 

 

ВОПРОС 10. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.

 

1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.

 

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

 

обосновал ведущую роль разума в познании;

 

выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

 

стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

 

выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

 

2. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма.

 

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

 

в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);

 

зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);

 

следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

 

сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

 

мыслить может реально существующий человек;

 

следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

 

поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

 

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».

 

3. Учение Декарта о субстанции.

 

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

 

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

 

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

 

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

 

материальные (вещи);

 

духовные (идеи).

 

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

 

протяжение – для материальных;

 

мышление – для духовных.

 

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

 

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

 

Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

 

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

 

Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

 

4. Дуализм Декарта.

 

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

 

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

 

5. Научный метод Декарта – дедукция.

 

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

 

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

 

В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).

 

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

 

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

 

допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

 

сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

 

последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

 

строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

 

6. Учение о «врожденных идеях» и цели философии.

 

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

 

Данные идеи могут быть двух видов:

 

понятия;

 

суждения.

 

Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;

 

врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

 

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:

 

расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

 

использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

 

изобретение новых технических средств;

 

усовершенствование природы человека.

 

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.


 

ВОПРОС 11. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)

 

1. Предпосылки и общая характеристика английской философии нового времени.

 

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику:

 

материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснить проблемы бытия и резко критиковало идеализм);

 

господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

 

большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

 

Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

 

революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

 

«славная революция» 1688 года;

 

окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимостью от Папы Римского;

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал