![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Философия истории.
Философия истории: понятие и предмет. Общество как саморазвивающаяся система. Развитие общества. Критерии развития общества. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных состояний. Общественный прогресс и его критерии. Проблемы конечности и смысла человеческой истории. Проблемы закономерности в социальном развитии. Многообразие факторов общественного развития. Проблема детерминизма и индетерминизма. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Основные теоретические подходы к анализу истории: формационный, цивилизационный, культурологический. Особенности западной и восточной культур. Современный этап развития мировой цивилизации: проблемы и перспективы. Россия в диалоге культур. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Проблема будущего человечества в философии.
IV. Тематика и планы семинаров. Тема 1. Отечественная философия Вопросы и задания:
1. Религиозно-этическая и антропологическая тематики сочинений русских мыслителей XI-XIII вв.: Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Климент Смолятич, Нил Сорский, И.Волоцкий и др. 2. Роль петровской эпохи в развитии отечественной философии: Феофан Прокопович, В.Татищев, Д.Кантемир. 3. Русское просвещение XVIII в.: М.В.Ломоносов, С.Десницкий, Я.Козельский, М.Щербатов, А.Радищев. 4. XIX век – «золотой век» русской философии: - западничество и славянофильство; - метафизика Всеединства В.С.Соловьева; - космизм Н.Ф.Федорова; - русский марксизм: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. 5. Философский «ренессанс» начала ХХ века: - «философия свободы» Н.А.Бердяева; - интуитивизм Н.О.Лосского и С.Л.Франка; - «нравственная философия» Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. 6. Судьбы отечественной философии после Октября 1917г.: - философское зарубежье как специфический феномен в развитии отечественной философии; - советская философия: проблемы и достижения. 7. Составьте конспект произведения какого-либо русского философа.
Литература 1. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4-х книгах. – Л., 1991. 2. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005. 3. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.П.Кохановского. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2004. 4. История философии: Запад – Россия – Восток: В 4-х книгах/Под ред. И.В. Моторошиловой. – М., 1995. 5. Малявин С.И. История русской социально-философской мысли: Учебное пособие для вузов. – М., 2003. 6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. А.А.Агапова. – М., 2003.
Отечественная философия представляет собой самобытный пласт мировой философии. До сих пор не прекращаются дискуссии по поводу периодизации отечественной философии. Большинство исследователей до недавнего времени сходились в том, что собственно философии до XIX века в России не было. Однако в последнее время все глубже исследуется так называемый «предфилософский период» XI - XVIII веков, помогающий понять и осмыслить корни и традиции отечественной религиозной философии. При подготовке первого вопроса обратите внимание, что философская мысль начинает зарождаться в России в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о Законе и Благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию включения русской земли и славянских народов в общемировой процесс божественного света, особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Нравственно-практическая направленность и религиозный православный характер стали основными характеристиками отечественной философии. Своеобразные концепции отношения к православной вере, некие религиозно-философские нравственные образцы поведения были развиты в дальнейшем в учениях Сергия Радонежского, «нестяжателей» и «иосифлян». Наиболее законченная историософская концепция дана в учении игумена Елизаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим». Значительную роль в развитии отечественной философии сыграли преобразования Петра I. Во-первых, они вывели философию за пределы религиозных догматов, во-вторых, еще более обострили противоборство двух тенденций: первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни; вторая выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что, поскольку Россия встала на путь развития позже других европейских стран, она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Противоборство " Россия-Запад" стало одной из главных особенностей и одним из истоков развития отечественной философской мысли. Наивысшего расцвета отечественная философия достигла в XIX веке. В это время она предстает как многообразие философских школ и систем, в которых, с одной стороны, возрождаются традиции духовности религиозной философии, с другой, получает оригинальную трактовку западноевропейский материализм и рационализм. XIX век не случайно называют " золотым веком" отечественной философии. Многие историки философии отмечают, что к концу века центр духовной культуры перемещается в Россию. Бесполезный труд в коротких строках пытаться передать хотя бы малую часть того огромного философского наследия, которое оставил XIX век. Сосредоточим внимание на основных традициях и тенденциях. Упомянутое выше противостояние русской исторической традиции и западного влияния обусловили появление в XIX веке культурно-исторической альтернативы " славянофильство-западничество". Обратите внимание на историософский характер этой альтернативы. Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) занимали позицию философии соборности (тотальности), вытекающую из православной традиции, идеальной формой правления считали монархию, а идеальной экономической структурой - крестьянскую общину. Западники (Бакунин, Белинский, Герцен) ориентировались на рационализм западно-европейской цивилизации, критиковали православие и церковь, симпатизировали зарождающимся идеям социализма. Прямо или косвенно альтернатива Россия-Запад проявлялась во всех школах и течениях отечественной философии. При подготовке следующих вопросов обратите внимание, как оригинально эти две тенденции переплелись в учениях В. Соловьева, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Н. Бердяева. Именно здесь, на наш взгляд, наиболее ярко проявилась самобытность отечественной философии, вобравшей в себя и органично соединившей культурное наследие Запада и истории развития мысли своей страны. Главным итогом семинара должно стать осмысление отличительных особенностей отечественной философии. Историк отечественной философии В.В.Зеньковский формулирует их так: религиозность как источник творчества и духовности; онтологизм, причем в смысле бытийственности, укорененности в быт; историософизм, стремление отыскать смысл истории, внимание к проблемам общества, его устройства и развития; панморализм и антропоцентризм – в центре внимания философов проблемы человека, смысла его жизни, Добра и Зла, Справедливости; целостность как цель философии. Постарайтесь найти корни этих черт и увидеть их проявление в изучаемых Вами философских школах и учениях. Поразмышляйте, как проявляются эти черты в современных процессах духовной и социально-политической жизни нашей страны. Тема 2. Философское понимание мира Вопросы и задания:
1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира. 2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм. 3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия. 4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи. 5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени. 6. Проблема сознания в философии. 7. Составьте таблицу «Диалектика как общая теория развития». Литература 1. Аронов Р.А. О некоторых вопросах постижения времени // Вопросы философии. 1994. № 5. 2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988 – М., 1989. 3. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992. 4. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000 - № 5. 5. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993. 6. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990 - № 10.
Важнейшей особенностью человеческого самосознания является стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Эта задача решается при помощи понятия «картина мира»: оно означает как бы зримый портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной. Это понятие тесно сопряжено с категорией «мировоззрение». «Картина мира» рисует мир сам по себе, «мировоззрение» - наше отношение к нему. Мир – вся связная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории Универсум, Космос, Вселенная. В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская. Раскрывая понятие " обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погруженного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуален, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир " таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность. Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому научная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия. Покажите динамичность и противоречивость современной научной картины мира. Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собственных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиозно-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Ярким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Беркли. Покажите центральное место категории " бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом " философствование". Это исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер. Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реальность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реальности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем философское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззрения эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бытия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в. В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливаются философами соответствующих исторических эпох. Раскройте содержание основных форм и уровней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социального /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарактеризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие человеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п. Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой философской концепции мы начинаем с онтологических корней. Дайте обоснование значения категории " материи" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в истории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных представлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в античной философии; становление механистической " вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия " материя". Охарактеризуйте современные научные представления о строении и свойствах материи. Выделите основные структурные уровни организации материи, покажите их взаимосвязь. Раскройте понятие " материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их качественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте всеобщие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с движением материи. Представьте современные научные концепции пространства-времени. Выявите содержание понятия " сознание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен. Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского понимания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понимании сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественного сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда По вопросу о роли бессознательного в жизни человека. Тема 3. Ценности в жизни человека и общества Вопросы и задания:
1. Личность как единство индивидуального и социального. 2. Социализация личности. 3. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. 4. Ценности: понятие, структура, функции. 5. Аксиология: ее предмет. Система ценностей человека и общества: структура и типология. 6. Проблема смысла жизни человека. 7. Напишите сочинение по одной из экзистенциональных проблем бытия человека.
Литература 1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: Учебное пособие для изучающих философию. – М., 2001. 2. Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001. 4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002. 5. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003. 6. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/ Под ред. В.Г.Кузнецова и др. – М., 2003.
Изложение темы начните с анализа понятий " индивид", " личность", " индивидуальность", отражающих рассмотрение человека в разных аспектах. Далее следует уяснить, что личность как социальный аспект человека представляет собой не только продукт общественного развития, но и субъект общественных отношений, что не только общество способствует развитию личности, но и развитие личности влияет на развитие общества. Обратите внимание на то, что личность не может сформироваться вне общения и деятельности. В личностных характеристиках отражается диалектика личных и общественных интересов, что, в свою очередь, предопределяет социальные роли и статус личности. Выделите основные подсистемы в структуре личности /биологическую, психологическую, подсистему социального опыта и подструктуру направленности личности/. Раскройте диалектическое единство личности как общего /социально-типического/, особенного /классового, национального/ и отдельного /индивидуального/. Покажите, что социализация - это процесс включения индивида в жизнь общества. Подчеркните, что это двусторонний процесс, охватывающий как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, так и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности. Выделите основные этапы, формы социализации, основные факторы, влияющие на формирование личности. Отметьте, что поскольку личность - это человек, сформировавшийся в определенных исторических условиях, то в этом смысле можно говорить об исторических типах личности, отражающих черты определенных социальных групп, характерных именно для данного общества. Социальные группы /коллектив, семья, группы по интересам и т.п./ составляют микросреду личности и играют решающую роль в ее формировании. Принадлежность к профессиональным и региональным группам, этническим и социальным общностям также способствует формированию типических черт личности. Покажите значение индивидуального жизненного опыта. Охарактеризуйте основные типы личностей. Выявите различные трактовки понятия «свобода» в философии, в частности, свобода как сущностная характеристика человека. Разграничьте понятия " внешней" и " внутренней" свободы", свободы " материальной" и " духовной". Охарактеризуйте важнейшее условие свободы - реально существующий уровень возможностей, который представляет общество личности. Свобода личности должна быть рассмотрена с точки зрения использования личностью представленных обществом возможностей для ее развития. Определите также, как влияет на свободу личности уровень духовного развития самого человека. В заключение проанализируйте, как соотносится свобода с понятиями " необходимость" и " ответственность". Раскройте различные философские трактовки понятия " ценность". Покажите двойственную природу ценностей как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Раскройте сложную многоуровневую структуру ценностей. Отметьте, что ценности проявляются только в субъектно-объектных отношениях. Далее следует раскрыть сущность таких понятий, как " ценностные установки", " ценностные ориентации". Выделите иерархию ценностей по различным критериям /например, по носителям, по субъектам, по направленности и т.п./. Охарактеризуйте основные типы ценностей: материальные и духовные, нравственные, эстетические, религиозные. Объясните, какую роль играют системы ценностей в жизни отдельного человека и общества в целом. Обоснуйте, почему в философии XX века такое значение приобрела аксиология - раздел философии, изучающий природу ценностей, исследующий общезначимые принципы, определяющие направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Подчеркните, что разные философские учения по-разному отвечают на вопрос о смысле человеческого существования. Раскройте содержание основных философских подходов к решению этой сложной проблемы: - смысл жизни в самой жизни, он изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; - смысл жизни за пределами жизни, в жизни после смерти; - смысл жизни в слиянии с природой /в жизни и после нее/; - смысл жизни создается самим субъектом; - вопрос о смысле человеческого существования неправомерен, ответа на него нет и быть не может. Сопоставьте соотношения понятий " смысл жизни" и " цели жизни". В заключение сравните особенности обыденной, религиозной и философской трактовок смысла жизни человека. Покажите мировоззренческую ценность решения проблемы смысла человеческого существования.
Тема 4. Проблемы и перспективы современной цивилизации Вопросы и задания:
1. Общество как саморазвивающаяся система. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы. 2. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс, его критерии, виды и типы. 3. Формационный, цивилизационный, культурологический и синергетический подходы к анализу исторического процесса. 4. Цивилизация как всеобщая форма существования человечества. Противоречивость и целостность современной цивилизации. 5. Природа и общество: диалектика взаимосвязи. 6. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, типология, пути решения. Проблема будущего человечества в философии. 7. Напишите доклад по одной из глобальных проблем современности.
Литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999. 2. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002. 3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999. 4. Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 2003. 5. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. – М., 2003. 6. основы философии в вопросах и ответах/Под ред. Е.Е.Несмеянова. – Ростов-на-Дону, 2002. Следует иметь в виду, что общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д. Поэтому необходимо выявить своеобразие философского подхода к изучению общественных процессов. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Проследите, как в истории философии рассматривались основные типы таких связей: духовные /Августин, Фома Аквинский/, конвенциональные /философы 17 - 18 вв./, материальные, основанные на взаимодействии людей /К. Маркс/. Другая сторона проблемы состоит в ответе на вопрос, почему, на основе каких закономерностей происходит объединение людей в некое единое целое, в общественный " организм". Отвечая на этот вопрос, рассмотрите три основных подхода: натуралистический /А. Чижевский, А. Гумилев, Ш. Монтескье, Л. Мечников и др./, идеалистический /Гегель, 0. Конт, Ф. Достоевский и др./, материалистический /К. Маркс/. Отметим, что все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют нечто общее, а именно представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. Тообстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Системная характеристика общества понимает его как определенную целостность, объединяющую индивидов разнообразными связями и отношениями. Общество - продукт человеческого бытия и непременное условие существования самого человека. Общество - специфическое, надприродное, не имеющее аналогов в материальном мире творение человека. Проведите различия между природными и социальными системами. Докажите, что движущие силы развития общества - это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Проанализируйте структуру движущих сил общественного развития: природные факторы /демографические, географические, климатические/, общественные /материально-экономические, социальные, политические, духовные, объективные и субъективные/. Раскройте содержание понятия «субъект» как носителя такой деятельности, которая приводит к общественнозначимым изменениям. Охарактеризуйте основные уровни субъектов социального развития: индивид; социальная группа; человечество в целом. Дайте развернутую характеристику основных структурных элементов общества: экономики, обеспечивающей производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; политики, осуществляющей общее руководство и управление обществом; социальной сферы, регламентирующей потребление и распределение всех благ и духовно-культурной подсистемы, позволяющей человеку реализовать свои духовные потребности. Покажите, что характер объединения элементов в систему трактуется в философии в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Приведите примеры конкретных теоретических моделей общества в соответствии с этими критериями. Раскройте содержание понятий " формация", " цивилизация", " культура", показав их соотношение. Следует подчеркнуть, что современная социальная философия выделяет следующие основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизацию, саморазвитие, самодостаточность. Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но и его подсистемам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все нужное для коллективной жизни - главное отличие общества от его составных частей. Раскройте содержание основных понятий, связанных с проблемой развития общества: " процесс", " функционирование", " изменение", " прогресс", " регресс", " эволюция", " факторы развития". Изложите основные проблемы, отражающие характер развития общества: направленность совершающихся в обществе изменений; источники или факторы развития; формы, в которых осуществляется развитие. При рассмотрении первой из указанных проблем нужно раскрыть содержание понятий детерминизма и индетерминизма /волюнтаризма/. Охарактеризуйте функциональные, природные, экономические, духовные факторы /причины/ общественных изменений. Раскройте содержание основных форм социального изменения: реформы и революции, их взаимосвязь и отношения. Отметьте, что философия истории /термин, введенный в науку Вольтером/ как попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра, Шпенглера, Тойнби и других выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Все они, так или иначе, пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития /монизм/ или суммы многих факторов /плюрализм/. Покажите, что в социальной философии уже давно идет спор о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять собой совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций. Приведите аргументы сторонников этих подходов. Охарактеризуйте черты, позволяющие говорить о единстве и целостности современного мира: в сфере экономики, в политической сфере, в духовно-нравственной сфере, в социальной сфере. Раскройте понятие общечеловеческой, земной цивилизации как одной из форм жизни во Вселенной, используя взгляды русских философов-космистов. Покажите, какие существуют в философии точки зрения по проблемам направленности и пределах исторического процесса. Введите понятие цивилизации как всеобщей формы существования и развития человечества. Выделите основные этапы развития мировой цивилизации. Ответьте на вопрос, существует ли такой субъект деятельности (действующий агент истории) как человечество. Раскройте два основных подхода к решению этого вопроса в социальной философии. Покажите, как от поколения к поколению нарастала целостность человечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории. Дайте объяснение, почему этот процесс ускорился с развитием капитализма. Докажите, что целостность истоков, целостность современного состояния и целостность будущего ассоциированного человечества - разные ступени, выражающие нарастание единения рода людей. Во втором вопросе подробнее остановитесь на характеристике современного этапа развития земной цивилизации. Покажите ее общечеловеческий характер. Докажите, что многообразие и одновременно единство и целостность суть отличительные черты современной цивилизации. Перечислите и проиллюстрируйте основные черты в сфере политики, экономики, социальной и культурно-духовной подсистеме, которые свидетельствуют об общечеловеческом характере современной цивилизации. Обоснуйте вывод, что на исходе XX века перед человечеством все более четко вырисовывается историческая задача создания модели сложной общественной системы, сочетающей в себе максимум экономической эффективности и максимум условий для обеспечения свободы личности, ее всестороннего развития и самовыражения. Дайте характеристику глобальных проблем современности, выявите их специфику. Следует выяснить также, в чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития человеческого общества, и постараться ответить на вопрос: оправданы ли такие подходы, которые усматривают кризисную ситуацию глобальных проблем либо в самом прогрессе цивилизации, либо в " биологической природе человека"? Рассмотрите основные типы глобальных проблем современности. Раскройте соотношение и взаимосвязь глобальных проблем, возможные последствия их обострения. Перечислите реальные пути решения глобальных проблем. Покажите значение гуманизма как ценностной основы решения глобальных проблем современности. Далее отметьте, какие научно-технические, экономические и политические предпосылки необходимы для оптимального решения глобальных проблем. Охарактеризуйте футурологию как науку, охватывающую разработку концепций будущего, анализирующую возможные перспективы социальных процессов. Обоснуйте положение о социальном предвидении как опережающем отражении действительности, необходимом условии целесообразной деятельности людей. Соотнесите понятия " социальное предвидение" и " социальное прогнозирование". Учитывая, что социальное предвидение в современных условиях становится результатом коллективного систематического и комплексного исследования представителей различных отраслей научного знания, покажите, какие обстоятельства определяют степень его достоверности и научности. Дайте характеристику основных методов социального прогнозирования и типов социальных прогнозов.
V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
1. Философия: понятие, предмет, социальные функции. 2. Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения. 3. Философия и наука. 4. Космоцентризм античной философии. 5. Философские системы Платона и Аристотеля. 6. Теоцентризм средневековой философии. 7. Философское учение Фомы Аквинского. 8. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. 9. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт. 10. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. 11. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма. 12. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. 13. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика. 14. Философия И. Канта. 15. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля. 16. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. 17. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика. 18. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм). 19. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия). 20. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм. 21. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии. 22. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии. 23. Русская религиозная философия XIX - XX в.в. 24. Философская мысль в советский период. 25. Материалистическая традиция в философии России.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.
|