![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации воспитателям, психологам, социальным педагогам
Если ребенок лжет: - Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. - Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь. - Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать. - Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки. - Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи. - Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет. - Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему. - Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку. - Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
Если ребенок гипердинамичен: - Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. - Четко придерживайтесь режима дня. - Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом. - Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию. - Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её. - Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. - Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач. - Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей. - Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании. - Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах. - Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно. - Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. - Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок в зародыше. - Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволновано и эмоционально. - Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью. - Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых. Если ребенок застенчив: - Выражайте безусловное расположение ребенку. - Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности. - Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств. - Всегда сами предлагайте помощь ребенку, не так он сам не способен её попросить. - Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и, что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях. - Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства. - Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения. - Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям. - Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны. - Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка. - Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми. - Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям. - Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора. - Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен её попросить. - Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. - Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
Если ребенок медлителен: - Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. - Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением. - Наберитесь терпения. Работа медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос. - Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку. - Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. - Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку». - Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия. Облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. - Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других. - Стремитесь к строгому соблюдению режима дня. - Вырабатывайте у ребенка чувство времени. - Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой. - Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.
Если ребенок плохо запоминает: - Учите ребенка ставить цель запомнить надолго. - При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. - Для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух. - Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное. - Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить. - Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится. - При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит. - Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу, память любит разнообразие. - При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание. - Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. - Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. - Вечером, перед сном, нужно повторить выученное. - Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
Если ребенок сквернословит: Вербальная агрессия. - Не ругайте ребенка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова. - Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он научится, он скажет вам, а не произнесет при посторонних. - Обескуражите ребенка – это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим. - Объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприятно, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его. - Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора. Косвенная агрессия. - К ней относятся: злобные сплетни, шутки, взрыв ярости, который проявляется в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу… - Механизм косвенной агрессии связан феноменом «перенесения». У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Детский гнев или недовольство, могут вылиться в большую драму. - Взрослым надо оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев. Это очень трудно, когда стулья и игрушки летят в голову! - Необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется её сломать. Подобное происходит в том случае, если ребенок устал от запретов родителей и он не может это сделать с ними.
|