![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Введение - вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая составляет 10% от общего объема
Введение - вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая составляет 10% от общего объема, обязательно включает следующие элементы методологического аппарата в порядке их расположения: · обоснование актуальности выбранной темы; · формулировка объект исследования; · формулировка предмета исследования; · определение цели работы (проекта); · определение задач работы (проекта); · описание методов исследования. Введение включает в себя аргументированное обоснование значимости выбранной проблемы и необходимость ее разрешения; показ недостатков, которые следует устранить, а также степень разработанности проблемы в научной литературе с указанием имен ведущих специалистов, исследующих данную проблему, прослеживается логико-историческое направление их поисков. Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - потребностью в новых данных; - потребностью в новых технологиях; - потребностью практики. Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Для того, чтобы обозначить актуальность, необходимо ответить на вопрос: почему данную проблему необходимо изучать в данное время? Объект исследования – это процесс, в котором отражается определенная совокупность свойств и отношений, это широкое поле исследования. По сути, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Этот элемент научного аппарата отвечает на вопрос: что рассматривается? Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Для методических дисциплин объектом исследования является процесс обучения конкретному предмету. Понятие «предмет исследования» значительно уже и конкретнее объекта: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Таким образом, объект и предмет исследования связаны как часть и целое. Следующий элемент, который необходимо сформулировать, - цель проекта. Цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Важно определить цель, при этом следует ответить на вопрос : какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Формулировку цели ВКР также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью: § выявить ….; § установить….; § обосновать…..; § уточнить……; § разработать……. Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные – не более 4-5. Методы исследования – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть изучаемой проблемы. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Все многообразие методов можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. К ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, моделирование, компьютерный эксперимент, изучение литературы и др.) служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений. Обязательно наличие всех составляющих введения в строгой очередности.
Приведем примеры представления методологического аппарата исследования. Пример 1. Дипломная работа « Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики». Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики. Предмет исследования: методические возможности применения дидактических игр в процессе изучения информатики. Цель исследования: определить и описать методические возможности дидактических игр, способствующих активизации познавательной деятельности на уроках информатики. Задачи: 1. Изучить сущностную характеристику познавательной деятельности, пути активизации на уроках информатики. 2. Раскрыть содержание понятий «дидактическая игра», описать виды дидактических игр и их возможности в активизации познавательной деятельности на уроках информатики. 3. Изучить и описать опыт активизации познавательной деятельности с помощью дидактических игр в процессе обучения информатики. 4. Разработать уроки по проблеме исследования и апробировать их в ходе преддипломной практики. 5. Провести диагностику по определению уровня познавательной активности, динамику ее повышения в результате использования дидактических игр на уроках информатики. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы; анализ понятийно-терминологического ряда; анализ и описание передового педагогического опыта, систематизация учебно-методического материала. Пример 2. Дипломный проект «Разработка приложения для расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда». Объект исследования: разработка программного обеспечения для автоматизации деятельности бухгалтера учебного заведения. Предмет исследования: процесс автоматизации расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда. Цель проекта: разработать интегрированную базу данных для расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда. Задачи проекта: - Изучить постановление администрации Брянской области «Об утверждении Примерного Положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Брянской области». - Определить функции разрабатываемой БД для расчета заработной платы учителей по новой системе оплаты труда. - Разработать физическую и логическую модель базы данных для хранения всех необходимых коэффициентов для расчета заработной платы сотрудников школы. - Определить среду программирования для разработки БД. - Разработать интегрированную БД для расчета заработной платы по новой системе оплаты труда. - Провести тестирование и коррекцию ошибок в работе БД. - Применить разработанную БД для предварительного расчета заработной платы учителей по новой системе оплаты труда. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, систематизация, моделирование, компьютерный эксперимент.
|