Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Введение - вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая составляет 10% от общего объема






Введение - вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая составляет 10% от общего объема, обязательно включает следующие элементы методологического аппарата в порядке их расположения:

· обоснование актуальности выбранной темы;

· формулировка объект исследования;

· формулировка предмета исследования;

· определение цели работы (проекта);

· определение задач работы (проекта);

· описание методов исследования.

Введение включает в себя аргументированное обоснование значимости выбранной проблемы и необходимость ее разрешения; показ недостатков, которые следует устранить, а также степень разработанности проблемы в научной литературе с указанием имен ведущих специалистов, исследующих данную проблему, прослеживается логико-историческое направление их поисков.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

- потребностью в новых данных;

- потребностью в новых технологиях;

- потребностью практики.

Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Для того, чтобы обозначить актуальность, необходимо ответить на вопрос: почему данную проблему необходимо изучать в данное время?

Объект исследования – это процесс, в котором отражается определенная совокупность свойств и отношений, это широкое поле исследования. По сути, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Этот элемент научного аппарата отвечает на вопрос: что рассматривается?

Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.

Для методических дисциплин объектом исследования является процесс обучения конкретному предмету.

Понятие «предмет исследования» значительно уже и конкретнее объекта: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Таким образом, объект и предмет исследования связаны как часть и целое.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать, - цель проекта. Цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Важно определить цель, при этом следует ответить на вопрос : какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Формулировку цели ВКР также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

§ выявить ….;

§ установить….;

§ обосновать…..;

§ уточнить……;

§ разработать…….

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные – не более 4-5.

Методы исследования – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть изучаемой проблемы. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Все многообразие методов можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. К ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, моделирование, компьютерный эксперимент, изучение литературы и др.) служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений.

Обязательно наличие всех составляющих введения в строгой очередности.

 

Приведем примеры представления методологического аппарата исследования.

Пример 1. Дипломная работа « Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики».

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.

Предмет исследования: методические возможности применения дидактических игр в процессе изучения информатики.

Цель исследования: определить и описать методические возможности дидактических игр, способствующих активизации познавательной деятельности на уроках информатики.

Задачи:

1. Изучить сущностную характеристику познавательной деятельности, пути активизации на уроках информатики.

2. Раскрыть содержание понятий «дидактическая игра», описать виды дидактических игр и их возможности в активизации познавательной деятельности на уроках информатики.

3. Изучить и описать опыт активизации познавательной деятельности с помощью дидактических игр в процессе обучения информатики.

4. Разработать уроки по проблеме исследования и апробировать их в ходе преддипломной практики.

5. Провести диагностику по определению уровня познавательной активности, динамику ее повышения в результате использования дидактических игр на уроках информатики.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы; анализ понятийно-терминологического ряда; анализ и описание передового педагогического опыта, систематизация учебно-методического материала.

Пример 2. Дипломный проект «Разработка приложения для расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда».

Объект исследования: разработка программного обеспечения для автоматизации деятельности бухгалтера учебного заведения.

Предмет исследования: процесс автоматизации расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда.

Цель проекта: разработать интегрированную базу данных для расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда.

Задачи проекта:

- Изучить постановление администрации Брянской области «Об утверждении Примерного Положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Брянской области».

- Определить функции разрабатываемой БД для расчета заработной платы учителей по новой системе оплаты труда.

- Разработать физическую и логическую модель базы данных для хранения всех необходимых коэффициентов для расчета заработной платы сотрудников школы.

- Определить среду программирования для разработки БД.

- Разработать интегрированную БД для расчета заработной платы по новой системе оплаты труда.

- Провести тестирование и коррекцию ошибок в работе БД.

- Применить разработанную БД для предварительного расчета заработной платы учителей по новой системе оплаты труда.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, систематизация, моделирование, компьютерный эксперимент.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал