![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теоретической нагруженности факта.
Есть объективная реальность: вещи, предметы, явления, процессы, которые отражаются нашим сознанием и прежде всего нашими органами чувств(ощущения, восприятие, представление). В акте отражения участвуют не только органы чувств, но и мышление. Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знаний на основе правил соответствия(узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют Эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию. Эмпиричесикй факт - это некий фрагмент объективной(события, процессы, предметы) или субъективной реальности(например, факт сознания или оно в целом), переведенный с помощью мыслительной деятельности в плоскость знания.Факт в жизни и эмпиричесикй факт – это не одно и то же. Эмпирический факт - чувственно-логический образ, понятие, в котором синтезированиы чувственные элементы с научными понятиями. Научный эмпирический факт состоит из: · обыденный опыт(камень); · научное знание о нем(весом в 3 кг). Виды эмпирических фактов: · в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления(природные процессы); · созданные человеком(экономика). Эмпирический факт, с одной стороны, является дискретным во времени и просторанстве. С другой стороны он так неопределенен и протоворечив, что при включении в разные теоретические конструкции разными субъектами познания приводит к различным результатам. Важным моментом при переходе от чувственно-наглядного образа к эм. факту – элиминация субъетивных моментов(устранение субъективности при констатации эм. факта). Важнейшей особенностью эм. факта(после элиминации) – истинность. Получение эм. факта – разновидность научной деятельности: · наблюдение- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Виды: · прямой; · косвенный. Основные требования к научному наблюдению: · однозначность замысла; · наличие системы методов и приемов; · объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов. Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п. Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии применяется самонаблюдение (интроспекция). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он неросто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. · эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования, изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента всегда так или иначе «теоретически нагружены» — от его постановки до интерпретации его результатов. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента; д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов. Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п. По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Один из простых типов научного эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления. Мысленный эксперимент — это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами. Социальные эксперименты способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выстуает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Эм. факт- абстракция, систематизация чувствственного опыта, фиксирующая признаки реальных предметов объективного мира. Эм. факты- «твердая» основа науки. Эм. факты, зафиксированные в понятиях(наблюдаемые объекты и их свойства(теоретические понятия - ненаблюдаемые свойства)), образуют эмпирический язык науки (первичное научное знание), все остальное результат работы с этим заннием. Эм. факты и понятия часто фиксируются в протокольных предложениях ( язык лабораторных измерений, количественная констатация фиксируемых свойств итд). Эм. факты, пнонятия, соединенные в определенную схему, отражают эм. зависимости, нахождение которых – первый шаг (эмпирическим исследованием (особый вид практической научной деятельности, осуществляемой внутри науки, требующий специфических навыков, способностей, приемов)) в ходе научного исследования. Любой эм. факт явлется теоретически нагруженным. В момент планирования сбора фактов, простейших обощений данных чувственного опыта субъетом обязательно присутствует какой-то теоретический опыт, влияющий на наблюдение и эксперемент. Наука не начинается с фактов, она начинается с постановки проблемы и попыток ее решения, где фактам принадлежит огромная роль. Поэтому стараются не ограничиваться наличием отдельных фактов, а стремятся заполучить их систему., что способствует надежности получаемых науч. результатов. Помимо предпосылочной функции эм. факты выполняет роль критерия правильности, достоверности научного знания. Обощение эм. фактов индуктивным способом – эм. законы Бэкона. · составление «таблицы присутствия»(все известные случаи исследуемого свойства); · составление «таблицы отсутствия»(сходные случаи, когда данное св-во или явление отсутствует); · составление «таблицы степеней»(случаи, когда данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью). Эм. законы тесно связаны со статистическими теориями. В результате эм. стадия приводит к новому, но незавершенному знанию, необходимо подключение теоретического уровня, введение теоретического уровня.
|