Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теоретической нагруженности факта.






Есть объективная реальность: вещи, предметы, явления, процессы, которые отражаются нашим сознанием и прежде всего нашими органами чувств(ощущения, восприятие, представление). В акте отражения участвуют не только органы чувств, но и мышление. Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знаний на основе правил соответствия(узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют Эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.

Эмпиричесикй факт - это некий фрагмент объективной(события, процессы, предметы) или субъективной реальности(например, факт сознания или оно в целом), переведенный с помощью мыслительной деятельности в плоскость знания.Факт в жизни и эмпиричесикй факт – это не одно и то же. Эмпирический факт - чувственно-логический образ, понятие, в котором синтезированиы чувственные элементы с научными понятиями.

Научный эмпирический факт состоит из:

· обыденный опыт(камень);

· научное знание о нем(весом в 3 кг).

Виды эмпирических фактов:

· в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления(природные процессы);

· созданные человеком(экономика).

Эмпирический факт, с одной стороны, является дискретным во времени и просторанстве. С другой стороны он так неопределенен и протоворечив, что при включении в разные теоретические конструкции разными субъектами познания приводит к различным результатам. Важным моментом при переходе от чувственно-наглядного образа к эм. факту – элиминация субъетивных моментов(устранение субъективности при констатации эм. факта). Важнейшей особенностью эм. факта(после элиминации) – истинность.

Получение эм. факта – разновидность научной деятельности:

· наблюдение- целенаправленное изучение предме­тов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Виды:

· прямой;

· косвенный.

Основные требования к научному наблюдению:

· одно­значность замысла;

· наличие системы методов и приемов;

· объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов.

Обычно наблюдение включа­ется в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.

Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Особую трудность наблюдение представляет в социаль­но-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных устано­вок и принципов, его заинтересованного отношения к изу­чаемому предмету. В социологии и социальной психоло­гии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается в определен­ную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии применяется самонаб­людение (интроспекция).

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствует­ся определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он неросто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репре­зентативную, т. е. наиболее представительную группу фак­тов в их взаимосвязи.

· эксперимент активное и целенаправленное вме­шательство в протекание изучаемого процесса, соответству­ющее изменение объекта или его воспроизведение в специ­ально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусст­венно, или ставится в определенным образом заданные ус­ловия, отвечающие целям исследования, изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». Всякий научный эксперимент всегда направляется ка­кой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента всегда так или иначе «теоретически нагруже­ны» — от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объек­та по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования ус­ловий эксперимента;

д) возможность контроля за «поведением» объекта ис­следования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: плани­рование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация результа­тов. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирова­ние новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (по­исковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п.

По характеру объектов выделяют физические, химичес­кие, биологические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) сопер­ничающих концепций.

Один из простых типов научного эксперимента — каче­ственный эксперимент, имеющий целью установить нали­чие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, вы­являющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.

Мысленный эксперимент — это теоретическая модель ре­альных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый опери­рует не реальными предметами и условиями их существова­ния, а их концептуальными образами.

Социальные эксперименты способствуют внедрению в жизнь новых форм соци­альной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выстуает определенная группа людей, является одним из участ­ников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

Эм. факт- абстракция, систематизация чувствственного опыта, фиксирующая признаки реальных предметов объективного мира. Эм. факты- «твердая» основа науки.

Эм. факты, зафиксированные в понятиях(наблюдаемые объекты и их свойства(теоретические понятия - ненаблюдаемые свойства)), образуют эмпирический язык науки (первичное научное знание), все остальное результат работы с этим заннием.

Эм. факты и понятия часто фиксируются в протокольных предложениях ( язык лабораторных измерений, количественная констатация фиксируемых свойств итд).

Эм. факты, пнонятия, соединенные в определенную схему, отражают эм. зависимости, нахождение которых – первый шаг (эмпирическим исследованием (особый вид практической научной деятельности, осуществляемой внутри науки, требующий специфических навыков, способностей, приемов)) в ходе научного исследования.

Любой эм. факт явлется теоретически нагруженным. В момент планирования сбора фактов, простейших обощений данных чувственного опыта субъетом обязательно присутствует какой-то теоретический опыт, влияющий на наблюдение и эксперемент.

Наука не начинается с фактов, она начинается с постановки проблемы и попыток ее решения, где фактам принадлежит огромная роль. Поэтому стараются не ограничиваться наличием отдельных фактов, а стремятся заполучить их систему., что способствует надежности получаемых науч. результатов.

Помимо предпосылочной функции эм. факты выполняет роль критерия правильности, достоверности научного знания.

Обощение эм. фактов индуктивным способом – эм. законы Бэкона.

· составление «таблицы присутствия»(все известные случаи исследуемого свойства);

· составление «таблицы отсутствия»(сходные случаи, когда данное св-во или явление отсутствует);

· составление «таблицы степеней»(случаи, когда данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью).

Эм. законы тесно связаны со статистическими теориями.

В результате эм. стадия приводит к новому, но незавершенному знанию, необходимо подключение теоретического уровня, введение теоретического уровня.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал