Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к современному учебнику. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Требования к современному учебнику: 1) учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы; 2) отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам; 3) ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых; 4) изложение материала должно быть системным; 5) содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать диффернциированное обучение и самостоятельную работу учащихся; 6) способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважения к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления; 7) содержать необходимый иллюстративный ряд; 8) соответствовать санитарным нормам. Требования к современному учебнику обществознания: 1) Учебник по обществознанию должен раскрывать все содержание включенной в него дисциплины, а не отдельные разделы, например, освещать всю социальную сферу общества, а не только проблемы семьи или социальные конфликты. 2) По содержанию и объему учебник должен выходить за рамки обязательного учебного минимума, разработанного Министерством образования и науки. 3) Крайне важно, чтобы учебник давал не только научно значимые знания, но и был приближен к жизненному миру подростка, служил инструментом решения повседневных проблем. 4) Учет психолого-возрастных особенностей школьников: - на первой ступени (5-6 классы): наука обслуживает жизненный мир школьника – минимум терминов и теорий, максимум конкретного материала и ситуаций; - на второй ступени (8-9 классы): жизненный мир подростка и большая наука играют равные роли; - на третей ступени (10-11 классы): преобладает наука, раскрывающая глобальные проблемы общества. 5) Любые дидактические приемы – стиль изложения, иллюстративный материал, конкретные приемы – должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче – систематическому изложению базовых основ научного знания. 6) В учебнике не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. Язык повествования должен соответствовать нормам русского литературного языка. 7) В учебнике следует избегать засушенных академических фраз, абстрактных проблем и схоластических рассуждений. 8) Понятия вводятся в той мере, в какой они способствуют раскрытию данной темы, помогают школьнику проанализировать окружающую реальность, решать практические жизненные вопросы, лучше понимать то общество, в котором он живет. Важно, чтобы каждому вводимому понятию давалось простое и ясное объяснение, подкрепляемое одним или несколькими пояснительными примерами. Выделенные в каждом тематическом разделе учебника ключевые понятия и идеи включаются в терминологический словарь в конце учебника. 9) К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимися принимают участие родители и родственники, например обсуждение семейного бюджета. 10) Наличие списка использованных источников и литературы. 11) Изложение в учебнике должно быть убедительным, аргументированным, доказательным. В учебнике желательно освещать увлекательные факты и эксперименты, теории и рассуждения, в нем должно быть немал занимательного материала, данных современной науки, статистики, которые касаются не только России но и других стран. Сравнительный взгляд поможет лучше познать свою собственную культуру и образ жизни других народов. Таким образом, учебник по обществознанию отражает интегративный характер курса, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, её базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык, представляется делом непростым. Учебник по обществознанию представляет собой единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему курсу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений помочь ученику закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных проблем. Учебник - основа учебно-методического комплекта по обществознанию. В новых учебниках учтены как требования, вытекающие из условий развития России и мира в начале XXI в., так и опыт создания учебников по обществознанию в условиях коренных перемен и российском обществе, произошедших в 90-е гг. На макроуровне содержание всего комплекса учебников с б по 11 класс можно представить в виде перечня «сквозных» линий (блоков), которые концентрируют учебный материал о: 1) обществе в целом, 2) человеке; 3) познании; 4) экономике; 5) политике, 6) социальной сфере; 7) сфере культуры; 8) праве. Создание новых учебников, отражающих как социальные трансформации конца XX в., так и соответствующие изменения в сфере научного обществознания, потребовали определения исходных позиций, принципиально отличающихся от тех, на которых со здавался учебник «Обществоведение» 60-80-х гг. Во-первых, изменились цели обществоведческого образования. Направленность учебников определяется теперь не партийной идеологией (например, задачами «воспитания преданности делу коммунизма», классового подхода и т. п.), а той системой гуманистических и демократических ценностей, которая лежит в основе главного общегражданского документа - Конституции РФ. Во-вторых, присущее обществоведческому курсу изложение в учебниках обобщенных знаний об основных сферах жизни общества происходит на базе всего комплекса общественных наук, включая как признанные лишь в 90-х гг. социологию, политологию, культурологию, так и новое содержание экономических и философских исследований. И в-третьих, значительно возрос в содержании учебника объем человековедческой составляющей, где интегрированы существенные элементы философской антропологии и этики, психологии и социологии личности. Учебники в значительной мере развернуты на проблемы человека: внутреннего мира личности, его особенностей и потребностей, отношении человека к природе, самому себе, другим людям, обществу и государству. В-четвертых, идея культуросообразности образования потребовала отражения в содержании учебника не только знаний и учебных умений, но и других элементов культуры: способов деятельности, имеющих универсальный характер, системы ценностей, нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь в обществе, образцов достойного поведения. В-пятых, современные учебники обществознания дают не упрощенную, а многомерную картину жизни человечества, отражающую сложность и противоречивость процессов, протекающих в нем. Они призваны содействовать преодолению существующих в общественном сознании стереотипов однолинейного черно-белого мышления, «простых» решений социальных проблем, представляя многокрасочную палитру общественных явлений, неоднозначную оценку происходящих событий, многообразие путей и форм общественного развития. Такому отображению реального мира способствует использование взаимодополняющих методологических подходов: системного и структурно-функционального, цивилизационного и культурологического и т. п. В-шестых, в учебниках реализуется изложенный выше принцип представления учащимся научных знаний по определенным темам наряду с обозначением актуальных проблем, с которыми встречаются граждане России, включая проблемы личной, частной и общественной жизни, а также глобальные проблемы. В-седьмых, новые учебники должны быть практико-ориентированными.
|