![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция развития Москвы как международного финансового центра
Крупнейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис не оставляет России иного выбора, кроме быстрой, радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Это обязательное условие для вхождения нашей страны в число лидеров мировой экономики. Цели Концепции Становление Москвы в качестве одного из ведущих городов — международных финансовых центров, который базируется на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствует ускоренному развитию экономики страны и обеспечивает лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства. Предпосылки развития Москвы как МФЦ Москва уже сейчас является одной из финансовых столиц мира и кризис мало что изменил в этом отношении. Сегодня город — крупнейший центр концентрации капитала на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено почти 90 % штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка — Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе. В городе функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских. Москва — крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности. В городе проживает около 7, 4 % населения России (10, 47 млн чел). Экономика Москвы производит более 18 % валового внутреннего продукта России. Москва входит в число 10 крупнейших городов — центров экономической активности мира и занимает в этой десятке достойное место. Таким образом, несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг. Превращение Москвы в один из ведущих мировых МФЦ является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Политическая воля высшего руководства России по этому вопросу выражена однозначно. Международные финансовые центры, в которых сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, создается концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечивается доступ к глобальным потокам капитала, становятся локомотивами национального и международного экономического роста в условиях стремительного развития транснациональных экономических связей, повышения степени интеграции финансовых рынков. Создаются необходимые предпосылки для превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют. Неизбежна экспансия глобальных международных финансовых центров в страны с развивающимися экономиками и расширение зон их финансового влияния. Наличие в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности ее экономики, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета. С развитием Москвы как реального МФЦ возникает возможность развернуть глобальные потоки капитала в сторону России. Принятие даже самой совершенной концепции само по себе не приведет к созданию МФЦ. Необходимо решить очень сложную задачу. Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, а так же экспертного и научного сообщества. «Создать», «учредить» международный финансовый центр мирового уровня в Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города — международные финансовые центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост и создается при активном участии государства благоприятствующая этому законодательная, регулятивная и социальная среда. Развитие Москвы как международного финансового центра потребует реформы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рынка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организаций, ряд законопроектов уже находится на рассмотрении в ГД РФ. К Концепции прилагается план конкретных мероприятий, к выполнению которого по многим направлениям уже приступили органы городской администрации. Главными направлениями этой работы являются: · совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков с учетом изменений, вызванных глобальным кризисом; · формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведомства, осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг или координирующего деятельность отдельных регуляторов; · наличие эффективной судебной системы; · формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций; · развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, проработка вопросов создания единого центрального депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно признанного центрального клирингового дома; · повышение «прозрачности» финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам; развитие и совершенствование корпоративного управления; · создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области экономики и финансов; · интеграция стандартов профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их российского аналога; · создание системы налогового администрирования в секторе финансовых услуг, которая учитывала бы специфику работы рынков финансовых услуг и позволяла бы обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков; · создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необходимости; · активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с государствами — участниками СНГ, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту. Роль правительства Москвы Правительство Москвы должно стать одним из участников и инициаторов проработки и продвижения данных вопросов на уровень Правительства РФ и федеральных органов государственной власти в сотрудничестве со специалистами фондового рынка России, международными финансовыми институтами и профессиональными организациями, другими городами — международными финансовыми центрами (Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Люксембург, Дубай). С этими городами у нас есть постоянные прямые связи, их руководители постоянно выражают заинтересованность в сотрудничестве по развитию Москвы как международного финансового центра. С некоторыми из них Москва имеет соглашения о сотрудничестве в этой сфере и ведет конкретную работу, в частности, с Франкфуртом, федеральной землей Гессен и организациями, объединяющими финансовое сообщество Франкфурта. От наших партнеров уже поступили конкретные предложения о совместной экспертной деятельности в проработке подходов к совершенствованию стандартов регулирования финансовых рынков, о подготовке кадров, о продвижении бренда Москвы как МФЦ. Прорабатываются вопросы аналогичного сотрудничества с Лондоном и Люксембургом. Опираясь на опыт уже состоявшихся МФЦ, мы можем сберечь много времени, сил и ресурсов. Концепция и План мероприятий являются результатом коллективного труда органов власти Москвы и Консультативного совета. Первоначальный проект, разработанный силами Комитета госзаимствований и Мосфинагентства при участии Департамента экономической политики и развития, на протяжении двух месяцев активно обсуждался и согласовывался не только с городскими органами управления, но и с членами Консультативного совета, были получены и учтены десятки замечаний и предложений. К вопросам прямой компетенции правительства Москвы относится задача развития нефинансовой инфраструктуры, обеспечивающей успешное функционирование МФЦ в городе. Это направление работы занимает значительное место в Плане мероприятий по реализации Концепции. Конкретные шаги по созданию МФЦ Для этого, по планам Минэкономразвития, первоочередными нормативными актами станут законы о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о секьюритизации, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Предлагается внести ряд изменений и в налоговое законодательство. В части повышения надежности и устойчивости российской банковской системы предполагается реализовать следующие меры: введение в законодательство институтов безотзывного банковского вклада физических лиц и номинальных банковских счетов; упрощение процедуры и снижение издержек при осуществлении кредитными организациями эмиссии ценных бумаг; формирование торговой площадки для осуществления межбанковского кредитования и другие. Предлагается реализовать мероприятия и по расширению возможностей для инвестирования средств населения и коллективных инвесторов / негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов в ценные бумаги российских эмитентов, повышению роли независимых российских и международных рейтинговых агентств в информационном обеспечении и регулировании финансовых рынков.
|