Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие Положения. Институт управления и безопасности предпринимательства






Институт управления и безопасности предпринимательства

СТАНДАРТ ОФОРМЛЕНИЯ И НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

(для специалистов/бакалавров)

Уфа 2014

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ, ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие требования раскрывают технологию подготовки курсовых работ (проектов). В документе изложены требования к содержанию, построению, изложению и оформлению курсовых работ (проектов), выполняемых в Институте управления и безопасности предпринимательства.

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стан­дарты:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечно­му и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографиче­ское описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.9-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому делу. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ 7.80-2000 Система стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Об­щие требования и правила составления.

ОСТ 29.130-97 Система стандартов по информации, библиотечно­му и издательскому делу. Издания. Термины и определения.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Курсовая работа (проект) - самостоятельная исследовательская разработка конкретной темы, отражающая приобретенные студентом в процессе изучения дисциплины теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники и про­блемные ситуации, делать обоснованные выводы.

Курсовая работа (проект) относится к творческому, поисковому уровню самостоятельной работы студента. Она способствует приобрете­нию студентом опыта и навыков ведения научно-исследовательской ра­боты. Курсовая работа (проект) - подготовительная ступень к написанию дипломной работы (проекта).

Курсовая работа (проект) выполняется в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки (специальности), является обя­зательной формой отчета студента перед кафедрой и обязательным эле­ментом допуска к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Субъекты курсового проектирования: обязанности, права, ответственность

Участниками курсового проектирования являются:

• студент;

• научный руководитель курсовой работы (проекта);

• кафедра;

• учебно-методический отдел;

• комиссия по защите курсовых работ (проектов)[1];

• Учебно-методическая комиссия факультета.

4.1.1 Студент

Обязанности:

• подобрать литературу для выполнения курсовой работы (проекта);

• составить совместно с научным руководителем рабочий план курсовой работы (проекта);

• составить совместно с научным руководителем курсовой ра­боты (проекта) график индивидуальных консультаций;

· изложить разделы (главы) курсовой работы (проекта) в соот­ветствии с заданием на ее выполнение;

· отчитываться перед научным руководителем о выполнении курсовой работы (проекта) согласно календарному графику;

· оформить курсовую работу (проект) и иллюстративный ма­териал;

· сдать курсовую работу (проект) на кафедру (студентам заоч­ной формы обучения - в деканат) в установленные сроки; составить текст доклада не более чем на 7 мин; пройти процедуру защиты курсовой работы (проекта).

Права:

• требовать от кафедры предоставления своевременной ин­формации о тематике курсовых работ (проектов) и предпола­гаемых научных руководителях;

• выбирать тему курсовой работы (проекта) вплоть до предло­жения своей темы с необходимым обоснованием актуально­сти ее разработки;

• использовать информационные ресурсы и средства Института;

• самостоятельно определять содержание разделов (глав) курсо­вой работы (проекта), иллюстративного материала, доклада;

• высказывать на защите курсовой работы (проекта) мнение, отличное от мнения научного руководителя.

4.1.2 Научный руководитель

Обязанности:

• выдавать задание на выполнение курсовой работы (проекта) в установленные кафедрой сроки;

• рекомендовать структуру курсовой работы (проекта);

• составлять совместно со студентом рабочий план курсовой работы (проекта);

• определять и доводить до сведения студента порядок инди­видуальных консультаций;

• проводить консультации по курсовой работе (проекту);

• контролировать соблюдение календарного графика выполне­ния студентами курсовой работы (проекта);

• информировать кафедру о ходе выполнения курсовых работ (проектов);

• давать рецензию на курсовую работу (проект);

• проводить защиту курсовой работы (проекта);

• оформлять в установленные сроки зачетно-экзаменационную ведомость, зачетные книжки.

Права:

• рекомендовать темы курсовых работ (проектов) в соответст­вии с научными интересами;

• давать рекомендации студенту по улучшению структуры и содержания доклада, оформлению иллюстративного материала.

4.1.3 Кафедра

Обязанности:

• разрабатывать тематику курсовых работ (проектов) и свое­временно доводить ее до сведения студентов и научных ру­ководителей;

• определять научных руководителей курсовых работ (проек­тов) и количество студентов у каждого из них, исходя из за­груженности преподавателей и в соответствии с временным Положением о порядке планирования и организации учебно­го процесса в Институте;

• утверждать сроки выдачи заданий на курсовую работу (проект);

• вносить в циклограмму кафедры дни (часы) консультаций;

• устанавливать студентам очной формы обучения сроки пред­ставления на рецензию и защиты курсовых работ(проектов);

• разрабатывать методические рекомендации по выполнению курсовых работ (проектов);

• оформлять ведомость учета движения курсовых работ (проектов)

· доводить до сведения студентов информацию о результатах проверки курсовых работ (проектов), размещая ее на кафед­ральных стендах;

· подводить итоги выполнения курсовых работ (проектов) на заседании кафедры и определять пути последующего совер­шенствования этого процесса.

 

Права:

• создавать комиссию по защите курсовых работ (проектов).

4.1.4 Учебно-методический отдел

 

Обязанности: включать в расписание очной и заочной форм обучения защиту кур­совых работ (проектов) не позднее, чем за два дня до экзамена по соответствующей дисциплине.

4.1.5 Руководитель по защите курсовых работ (проектов)

Обязанности:

• проводить защиту курсовых работ (проектов) в соответствии с графиком;

• выслушивать доклад студента;

• оценивать уровень курсовой работы (проекта) и ее защиту;

• оформлять ведомость по результатам защиты курсовых работ (проектов).

 

Права:

• задавать вопросы по теме курсовой работы (проекта);

• давать рекомендации студентам по дальнейшей разработке исследуемой в курсовой работе (проекте) проблеме (теме);

• рекомендовать студентов - авторов лучших работ к участию на конференциях (внутривузовской, межвузовской), конкурсах;

 

4.1.6 Учебно-методическая комиссия факультета

Права:

• осуществлять контроль за работой кафедр по соблюдению требований к курсовым работам (проектам), выполняемым в Институте.

Ответственность участников курсового проектирования опре­деляется всем комплексом норм и законодательных актов, регулирую­щих правоотношения в сфере высшего профессионального образования.

4.2 Порядок выполнения курсовых работ (проектов)

Выполнение курсовой работы (проекта) осуществляется в несколь­ко этапов:

• выбор темы, согласование ее с руководителем;

• подбор и изучение литературы;

• составление рабочего плана работы (проекта), согласование его с руководителем;

• сбор и обработка фактического и статистического материала по теме работы;

• написание курсовой работы (проекта);

• предоставление курсовой работы (проекта) на предваритель­ную проверку руководителю;

• устранение замечаний (если они есть);

• оформление курсовой работы (проекта);

• предоставление курсовой работы (проекта) на рецензию;

• защита курсовой работы (проекта).

 

4.3 Требования к курсовым работам (проектам), выполняемым в институте

4.3.1 Требования к структуре и содержанию методических ре­комендаций по выполнению курсовых работ (проектов)

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ (про­ектов) должны включать следующие разделы:

1. Организационно-методические указания по выполнению курсовых работ (проектов).

2. Тематика курсовых работ (проектов).

3. Список рекомендуемой литературы.

4.3.1.1 В разделе «Организационно-методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)» должны быть отражены:

1. Цели и задачи курсовой работы (проекта).

2. Этапы выполнения курсовой работы (проекта).

3. Правила выбора темы курсовой работы (проекта).

4. Общие сведения о структуре, содержании курсовых ра- бот(проектов) и требования к их оформлению.

5. Порядок представления курсовой работы (проекта) на рецен­зию и к защите.

6. Порядок защиты и критерии оценки курсовой работы (проекта).

 

Цели и задачи курсовой работы (проекта) должны быть опреде­лены на основании цели и задач изучения учебной дисциплины, сформу­лированных в рабочей программе данной учебной дисциплины.

Этапы выполнения курсовой работы (проекта). В качестве ос­новы рекомендуется порядок, представленный в п. 4.2 настоящего По­ложения.

Правила выбора темы курсовой работы (проекта) кафедра оп­ределяет самостоятельно. Как правило, номер темы курсовой работы (проекта) студента заочной формы обучения определяется по последней цифре номера его зачетной книжки.

Студенты очной формы обучения выбирают любую тему из пред­лагаемого перечня и согласовывают ее с руководителем.

Студент вправе предложить свою тему с обоснованием актуально­сти ее разработки.

В подразделе «Общие сведения о структуре, содержании курсо­вых работ (проектов) и требования к их оформлению» должны быть перечислены обязательные структурные элементы курсовой работы (проекта) и требования к их оформлению. Здесь следует дать общие для всех тем методические рекомендации по выполнению введения, основ­ного текста и заключения.

В целом структура и содержание основного текста курсовой рабо­ты (проекта) зависят от специфики учебной дисциплины, поэтому ка­федра определяет их самостоятельно.

Порядок представления курсовой работы (проекта) на рецензию и к защите определен в разделе 5 настоящего Положения.

В пункте «Порядок защиты и критерии оценки курсовой рабо­ты (проекта)» описывается процедура защиты работы (проекта), приня­тая на кафедре. Критерии оценки курсовых работ (проектов) описаны в разделе 6 настоящего Положения.

4.3.1.2 В разделе «Тематика курсовых работ (проектов)» предполагается:

Тематика курсовых работ (проектов) должна:

• отражать основные положения дисциплины, по которой она выполняется;

• быть разнообразной и систематически обновляемой;

• способствовать формированию профиля будущего специалиста;

• утверждаться на заседании кафедры.

Тематика курсовых работ (проектов) на невыпускающих кафедрах согласовывается с соответствующими выпускающими кафедрами.

Тематика курсовых работ (проектов) на выпускающих кафедрах должна быть увязана с тематикой дипломных работ (проектов).

Темы отдельных курсовых проектов могут быть комплексными, содержащими ряд взаимосвязанных задач. Такие проекты выполняются группой студентов (2-4 человека).

4.3.1.3 В пункте «Список рекомендуемой литературы»

должны быть включены учебные издания, перечень периодических изданий (журналов, газет), электронных ресурсов, использование которых позво­лит студенту самостоятельно выполнить курсовую работу (проект).

4.3.2 Требования к содержанию

К содержанию курсовых работ (проектов) в Институте предъявля­ются следующие требования:

• актуальность исследования, представленного в работе;

• соответствие основным направлениям и итогам развития на­учной мысли в изучаемой области, ее современному состоя­нию;

• полнота и объективность теоретического освещения изучае­мой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей;

• доказательность, научная аргументация рассматриваемых положений;

• достоверность, типичность (а не случайность) используемых данных, примеров, фактов;

• использование информационных технологий, базирующихся на применении средств современной вычислительной техни­ки и соответствующего программного обеспечения.

4.3.3 Требования к построению и оформлению

Курсовая работа (проект) должна содержать следующие структур­ные элементы:

• титульный лист;

• задание на курсовую работу;

• оглавление;

• введение;

• основной текст;

• заключение;

• библиографический список;

• приложения (при наличии).

4.3.3.1 Титульный лист - начальный лист курсовой работы (про­екта). Титульный лист оформляют в соответствии с Приложениями А, Б.

На титульном листе размещаются выходные сведения о курсовой работе (проекте):

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, в которой выполняется работа (проект).

3. Наименование кафедры, по которой выполняется работа (проект).

4 Форма работы: КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

5. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсо­вая работа (проект).

6. Тема работы (проекта) без точки.

7. Исполнитель (студент) с указанием формы обучения, специ­альности, курса, индекса группы, инициалов имени и отчест­ва и фамилии автора.

8. Руководитель работы (проекта) с указанием должности, кафед­ры, инициалов имени и отчества и фамилии руководителя.

9. Место написания.

10. Год написания (без буквы «г.»). Титульный лист подписывается студентом и руководителем. Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.

4.3.3.2 Задание на курсовую работу (проект) включается в тек­стовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.

На бланке «Задание на выполнение курсовой работы (проекта)» располагают следующую информацию:

1. Наименование организации, в которой выполняется работа (проект).

2. Наименование кафедры, по которой выполняется работа (проект).

3. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсо­вая работа (проект).

4. Тема работы (проекта).

5. Исходные данные к работе (проекту).

6. Перечень подлежащих к разработке в работе (проекте) во­просов.

7. Перечень внетекстовых элементов (таблиц, рисунков).

8. Дата выдачи задания.

9. Срок сдачи студентом законченной работы (проекта). Задание подписывается студентом и руководителем.

Задание на курсовую работу (проект) оформляется в соответствии с Приложением В.

 

4.3.3.3 Оглавление – обязательный элемент аппарата курсовой рабо­ты (проекта), служащий для ориентации в ней и указывающий заголовки.

В оглавление включают все структурные элементы курсовой рабо­ты (проекта), в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.

Оглавление размещают на следующей после аннотации странице(цах) курсовой работы, включают в общее количество страниц работы, но не нумеруют. Заголовок «Оглавление» записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы, располагая в центре по­ля страницы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной (ГОСТ 2.105-95).

Пример оформления оглавления содержится в Приложении Г.

4.3.3.4 Введение - структурная часть курсовой работы (проекта), вводящая читателя в суть проблематики ее основного текста. Объем Введения должен составлять 2-3 страницы печатного текста. Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посе­редине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы.

Во Введении автор должен кратко обосновать актуальность иссле­дования, показать теоретические основы исследования, сформулировать цель и задачи исследования, определить его объект и предмет, указать методы исследования, представить информационную базу исследования.

Актуальность исследования должна отражать степень его важно­сти в данный момент для теории и практики.

Теоретические основы исследования - работы, концепции уче­ных, послужившие базой исследования в курсовой работе (проекте). Здесь рекомендуется использовать следующие формулировки: «теорети­ческой основой исследования являются...», «теоретической базой иссле­дования послужили труды...» и т.п.

Цель исследования - это научный результат, который должен по­лучить автор. В формулировке цели рекомендуется использовать сле­дующие слова: «разработка», «анализ и обобщение опыта», «выявление особенностей (предмета исследования) и путей его совершенствования» и т.п.

Задачи исследования должны быть направлены на достижение це­ли курсовой работы (проекта). Это частные вопросы, соответствующие, как правило, заголовкам параграфов. В задачах рекомендуется использо­вать глаголы «охарактеризовать», «раскрыть», «проанализировать», «ус­тановить», «представить», «рассмотреть» и т. п.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее про­блемную ситуацию и избранное для изучения. Для его определения не­обходимо ответить на вопросы: «Что непосредственно изучается?», «На что направлено исследование?».

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования включает только те отношения и связи, которые исследуются в конкретной курсовой работе (проекте). При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: «Какие отношения или элементы, или свойства, или функции данного объекта подлежат изучению?».

Предмет исследования определяет тему курсовой работы (проекта). Поэтому формулировка предмета исследования должна совпадать с те­мой исследования или по звучанию быть близка к ней.

Объект и предмет исследования как категории научного исследо­вания соотносятся между собой как общее и частное. Тема, цель, пред­мет исследования должны быть тесно связаны друг с другом и в своих формулировках отражать эту взаимосвязь.

Метод - совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод - исходный пункт и условие исследования.

При указании методов исследования следует выделить общие ме­тоды научного познания (например, анализ и синтез, моделирование, на­блюдение, сравнение) и специальные, характерные для конкретных наук.

Информационной базой исследования могут быть материалы федерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, материалы проведен­ного анкетирования, наблюдения, результаты экспертного опроса, ин­формационные ресурсы Интернет-порталов и т.п.

В заключительной части Введения комплексного курсового проек­та должны быть указаны номера разделов, глав, параграфов и инициалы имени и отчества, фамилии студентов, выполнивших их.

4.3.3.5 Основной текст курсовой работы должен отражать суть вопроса и содержать его подробное изложение. Объем основного текста (без Введения и Заключения) 25-35 страниц.

Материалы основного текста группируются в относительно закон­ченные проблемно-тематические крупные структурные единицы, охва­тывающие определенную ступень исследования предмета курсовой ра­боты: разделы, главы, параграфы, подпараграфы.

Раздел - крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста. Раздел может объединять главы и входить в часть (ОСТ 29.130-97).

Глава - крупная рубрика, имеющая самостоятельный заголовок. Главы могут объединяться в разделы и делиться на параграфы.

Параграф - небольшая рубрика, содержащая описание одной или нескольких близких по содержанию категорий. Объем параграфа должен быть не менее 3 страниц. Параграф может делиться на подпараграфы.

Все структурные единицы основного текста следует нумеровать арабскими цифрами. Структурные единицы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. На­пример, в варианте деления текста «главы —> параграфы»:

Глава 1, Глава 2, Глава 3 и т.д., (допускается в тексте ограничиться указанием только номера без употребления слова «Глава»);

1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (для параграфов номер включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенных точкой).

В конце номера структурной единицы текста точку не ставят (ГОСТ 2.105-95).

Крупные структурные единицы (раздел, глава) начинают с нового листа.

Кроме структурных единиц в основном тексте могут быть исполь­зованы и другие элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы (математические уравнения), библиографические ссылки, со­кращения.

Заголовок - обозначение структурной части основного текста кур­совой работы (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.). Заголовки чет­ко и кратко должны отражать содержание структурной единицы основ­ного текста.

Заголовки раздела, главы следует печатать прописными буквами по центру без точки в конце. Заголовки параграфов, подпараграфов запи­сывают строчными буквами, начиная с прописной. Переносы в заголов­ках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Расстояния между заголовками небольших структурных единиц (параграф, подпараграф) и предыдущим текстом должно быть равно двум интервалам; расстояние между заголовком и текстом структурной единицы - один интервал. После заголовка в конце страницы должно быть не менее трех интервалов.

Шрифт заголовка структурной единицы «Раздел», «Глава» - раз­мер 16, полужирный, выравнивание «по центру».

Шрифт заголовка структурной единицы «Параграф» - размер 14, полужирный, выравнивание «по центру».

Шрифт заголовка структурной единицы «Подпараграф» - размер 14, полужирный, выравнивание «по левому краю».

Примеры оформления заголовков приведены в Приложении Д.

Перечисления - фрагмент текста, состоящий из предупреждения о том, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий и из самих этих элементов, обозначаемых нумерованными, маркирован­ными (графическими) или литерными знаками.

Нумерованные знаки применяются для обозначения последова­тельности этапов, крупных единиц. Например:

1. Ххххх.

2. Ххххх.

3. Ххххх.

И т.д.

Маркированные и литерные применяются для равнозначных и не выделяющихся по смыслу по значимости от основного текста перечис­лений. В качестве графического элемента в маркированных перечисле­ниях используется только заштрихованный кружок. Например:

• ххххх;

• ххххх;

И т.д.

Литерные знаки оформляются следующим образом:

а) ххххх;

б) ххххх;

и т.д.

Каждый пункт, подпункт перечисления записывают с абзацного отступа.

Таблицы, рисунки. Для наглядности в тексте могут использовать­ся два внетекстовых элемента: таблицы, рисунки.

Таблица - форма организации материала в тексте курсовой работы, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый

отдельный показатель входит в состав и графы, и строки.

Рисунок - графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линии, штриха, пятна, точки. К рисункам относят диаграммы, графики.

Таблицу, рисунок помещают под текстом, в котором впервые дана на них ссылка, или на следующей странице. Если таблица большого формата, то ее целесообразно вынести в приложение. При необходимо­сти в приложение может быть вынесен и рисунок. Если в курсовой рабо­те (проекте) используются таблицы как дополнение к рисунку, то их сле­дует располагать после рисунка.

Таблицы, рисунки должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы, рисунки в пре­делах самой крупной структурной единицы текста (если текст разделен на разделы, то в пределах раздела, если на главы, то - главы). В этом случае номер таблицы, рисунка состоит из номера структурной единицы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: «Таблица 2.1» или «Рисунок 1.3». В тексте допускается использование только одного вида нумерации таблиц, рисунков.

Таблицы, рисунки каждого приложения обозначают отдельной ну­мерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, разделенных точкой: «Таблица Г. 1» или «Рисунок А. 1» (ГОСТ 2.105-95).

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с первой пропис­ной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они состав­ляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Слово «Таблица» и ее заголовок указывают один раз с абзацного отступа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Графу «Номер по порядку» в соответствии с ГОСТ 2.105-95 в таб­лицу включать не допускается. При необходимости нумерации показате­лей, параметров или других данных порядковые номера следует указы­вать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием.

На все таблицы, рисунки курсовой работы (проекта) обязательно должны быть приведены ссылки в тексте с указанием их номера: «по данным, приведенным в таблице 2.1» или «в соответствии с рисунком 1.3». Допускается оформление ссылок на таблицу, рисунок в скобках, например, (см. Табл. 2.1), (см. Рис. 1.3).

Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока. Рисунки должны быть вставлены в текст командой «Вставка - Рисунок». Примеры оформления таблиц, рисунков смотрите в Приложении Е.

 

Формула - текст, представляющий собой комбинацию специальных знаков, выражающую какое-либо предложение (ОСТ 29.130-97).

Для написания формул в качестве символов следует использовать общепринятые обозначения. Пояснения символов и числовых коэффици­ентов, включенных в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения ка­ждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснений на­чинается со слова «где» без двоеточия после него. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых опе­раций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При перено­се формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Формулы должны нумероваться арабскими цифрами сквозной ну­мерацией, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например (1). Допускается нумерация формул в пределах самой крупной структурной единицы текста (если текст разделен на разделы, то в пределах раздела, если на главы, то - главы). В этом случае номер формулы состоит из номера структурной единицы и порядкового номера формулы, разделенных точкой (ГОСТ 2.105-95). В тексте допускается использование только одного вида нумерации формул.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Ссылки на формулы, помещаемые в приложениях, должны нуме­роваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложе­ния, например, в формуле (Б.1).

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свобод­ной строки. При написании символов используют курсив. Пояснения символов печатаются шрифтом на 2 пт меньше основного. Например, норму отдачи вычисляют по формуле:

 

R=D+AKP (1.3)

 

где R — норма отдачи, D — дивиденд, А К — прирост капитала, Р — цена приобретенного актива.

 

Если формула дается без пояснения символов, то после нее ставится точка.

 

Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.

 

Размеры шрифта для формул:

• обычный - 14;

• крупный индекс - 10;

• мелкий индекс - 8;

• крупный символ - 20;

• мелкий символ - 14.

Библиографическая ссылка - элемент аппарата курсовой работы (проекта), содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, приводимые в основном тексте курсовой ра­боты (проекта). В курсовой работе (проекте) возможно использование только внутритекстовых ссылок. Такие ссылки являются частью основ­ного текста. В этом случае сразу после окончания цитаты в квадратных скобках приводятся номер издания по списку и страница, на которой на­ходится цитата, например: «Деньги - это прежде всего универсальный измеритель («счетная единица») экономической ценности рыночных благ» [4, с.32]. Точка ставится после ссылки.

Сокращения. В целях обеспечения компактности курсовой работы (проекта) можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.

Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставать­ся не менее двух букв. Главным условием сокращения слов является од­нозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может иска­зить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его пони­мание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала.

В отдельных случаях библиографического описания, например, при записи очень длинного заглавия, допускается применять такой спо­соб сокращения, как пропуск отдельных слов, фраз, если это не приводит к искажению смысла.

Сокращения оформляют в соответствии с ГОСТ 7.12-93, который устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосо­четаний, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи. В общепринятых сокращениях точка в конце не проставляется.

Примеры:

1. высшее учебное заведение - вуз

2. сантиметр - см

3. килограмм - кг

и т.п.

В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.

Допускается применять сокращения, не предусмотренные ГОСТ 7.12-93, или более краткие варианты сокращения слов. В случае необхо­димости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следу­ет указывать сразу же после данного термина в скобках, например, бюд­жетно-налоговая политика (БНП).

4.3.3.6 Заключение - структурная часть курсовой работы (проек­та), завершающая ее, где подводятся итоги исследования, делаются обобщения, выводы и т.п. Основные выводы работы должны быть сфор­мулированы в виде кратких, четких предложений и утверждений. Объем Заключения 2-3 страницы.

Заключение размещают на отдельной странице, располагая слово
«За­ключение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шриф­том, размер 16, с первой прописной буквы.

4.3.3.7 Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании курсовой работы (проек­та): цитируемых, упоминаемых и т.д.

Библиографический список должен отвечать следующим требова­ниям:

• соответствовать теме курсовой работы (проекта);

• содержать отечественные и зарубежные источники, в том числе опубликованные в периодических изданиях за послед­ние 3-5 лет;

• включать разнообразные виды изданий: официальные, нор­мативные, справочные, научные, учебные и др.

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенный с 01.06.2004 г.

Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:

• фамилия и инициалы автора (авторов);

• заглавие;

• вид литературного источника (учебник, учебное, пособие, монография);

• место издания, издательство, год издания;

• количество страниц.

При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:

• фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);

• заглавие статьи;

• название периодического издания;

• год выпуска периодического издания, его номер;

• страницы, на которых помещена статья.

Большое значение имеет правильное библиографическое описание документов и рациональный порядок расположения их в списке. Следует соблюдать алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов- однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора - в алфавите заглавий книг и статей. Как правило, в начало библиогра­фического списка помещают официальные документы (законы, поста­новления, указы и т.д.).

В соответствии с указанным ГОСТом обязательны пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). В конце каждого описания ставится точка.

После определения места источника в списке в соответствии с вы­бранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется арабскими цифрами. Библиографический список курсовой работы (проекта) должен содержать не менее 20 источников.

Примеры оформления использованных источников приведены в Приложении Ж.

Наименование структурного элемента «Библиографический спи­сок» записывается посередине страницы полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы. Библиографический список располагают в конце работы перед приложениями.

4.3.3.8 Приложения оформляются как продолжение данной курсо­вой работы (проекта) на последующих ее листах. В приложениях поме­щают материал, дополняющий содержание основного текста. Приложе­ниями могут быть, например, рисунки, таблицы большого формата, описа­ния алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указани­ем вверху с правой стороны слова «Приложение» и его обозначения. В соответствии с ГОСТ 2.105-95 приложения обозначают прописными бу­квами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Б, Ы, Ъ: «Приложение А».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают сим­метрично относительно текста полужирным шрифтом, размер 14, с пер­вой прописной буквы отдельной строкой.

В тексте курсовой работы (проекта) на все приложения обязатель­но должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссы­лок на них в тексте.

4.3.3.9 Требования к оформлению всего текста. Курсовая рабо­та (проект) должна быть выполнена с применением печатающих уст­ройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При наборе текста рекомендуется использовать тип шрифта «Times New Roman». Текст рукописи печатается с соблюдением следующих размеров полей:

верхнее - 1, 5 см; нижнее - 2, 0 см;

левое - 3, 0 см; правое - 1, 0 см.

Режим выравнивания: по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1, 25 см. Не допускается оформле­ние абзацного отступа табулятором или пробелами.

Междустрочный интервал - полуторный.

Шрифт основного текста - размер 14.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре ниж­ней части листа без точки.

4.3.4 Требования к изложению

Язык и стиль курсовой работы (проекта) должен быть точным, ло­гически последовательным.

В курсовой работе (проекте) должны обеспечиваться:

• самостоятельный, творческий характер изложения;

• смысловая законченность, целостность и связность;

• точность использования основного терминологического фон­да соответствующей науки или сферы деятельности;

• единообразие оформления постановки сходных проблем, применения терминов и понятий, условных обозначений и сокращений слов, развертывания рассуждений, формулиро­вок и выводов;

• объективность изложения;

• четкость и доступность изложения материала;

• соответствие изложения общелитературным нормам.

Для связи слов в сложном предложении необходимо использо­вать составные подчинительные союзы, такие как «между тем как...», «ввиду того что...», «так как...», «оттого что...», а также производные отыменные предлоги: «в соответствии...», «в результате...», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и другие.

Для выражения мнений ученых, на которые ссылается автор кур­совой работы (проекта), следует использовать вводные конструкции ти­па: «По мнению С. Ю. Витте, у нас значение законов политической эко­номии и житейское их понимание приняли самое нелепое направле­ние...»; «Б. Ф. Ломов подчеркивал, что психические явления характери­зуются высокой динамичностью...».

Для логической связи между частями работы рекомендуются сле­дующие выражения: «в результате проведенного исследования установ­лено...», «как показал анализ...», «на основании полученных данных...», «резюмируя вышеизложенное...» и т.д.

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. В тек­сте должны употребляться неопределенно-личные предложения.

 

Примеры:

1. «Предложены мероприятия по снижению технологических потерь...».

2. «Проведенный анализ динамики показателей...».

3. «В результате анализа финансового состояния ООО «Альянс» за 2004­2006 гг. сделаны следующие выводы...».

Допускается изложение от третьего лица.

 

Примеры:

1. «Автор полагает...».

2. «По мнению автора...».

3. «По нашему мнению...».

В курсовой работе (проекте) не допускается применять без число­вых значений математические знаки (за исключением формул, таблиц и рисунков), например, > (больше), < (меньше), < (меньше или равно), Ф (не равно), а также знак № (номер); применение, за исключением фор­мул, таблиц и рисунков, математического знака «-» перед отрицательны­ми значениями величин.
В данном случае следует писать слово «минус», например «... температура не должна подниматься выше минус 18° С».

Обозначения единиц счета и единиц физических величин приме­няют в таблицах, пояснениях символов и числовых коэффициентов, вхо­дящих в формулы, и в тексте только в числовых значениях, например, 15 кг, 100 м. Не допускается сокращение обозначения единиц физиче­ских величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах, рисунках и в расшифровках формул.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал