![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 6. социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.Философия зародилась в очагах цивилизации: — Древней Индии; — Древнем Китае; — Древней Греции; — Древнем Риме.Родоначальниками философии принято считать: — Лао-цзы (Китай); — Кун-цзы (Китай); — Шакьямуни (Индия); — Заратустра (Персия); — Иеремия (Палестина); — Аввакум (Палестина); — Даниил (Палестина); — Фалес (Древняя Греция); — Анаксимен (Древняя Греция); — Анаксимандр (Древняя Греция).Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.Философия появилась в результате сращения мифологических и пронаучных порядков: — от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика; — с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования. Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека. Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний). Вопрос № 7. становление философии в культурах древнего востока (индии и Китая) Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу тысячелетия до н. э. к государствам Ближнего Востока - Вавилону и Египту. Философские воззрения на Востоке (как и на Западе) стали складываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый процесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и раннем классовом обществе. В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
|