Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физического воспитания школьников
Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всех преподавателей. В процессе физического воспитания учащихся решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания нравственных и волевых качеств. В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые ведут к значительному снижению объема двигательной деятельности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии. Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья школьников, степень их физического развития и уровень физической подготовки. Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, включая внешкольные учреждения, осуществляется органами здраво- охранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с действующими инструкциями и положением " О работе медицинского персонала в школе". Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; контролирует их проведение. В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности школьники делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную группу входят учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания в полном объеме и сдают контрольные нормативы с дифференцированной оценкой. Они могут заниматься в одной из спортивных секций и принимать участие в соревнованиях. Подготовительная группа состоит из учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстающих по физическому развитию и физической подготовленности. Школьники этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Для них рекомендуются длительные занятия для повышения уровня физического развития. Школьники этой группы не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям. Однако по мере улучшения состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности ребята из этой группы переводятся в основную. От занятий физическими упражнениями на срок, определенный врачом, отстраняются школьники, перенесшие те или иные заболевания. В специальную группу входят школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Занятия с детьми этой группы проводятся в соответствии с методическим письмом Министерства здравоохранения России. Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; вне- классная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа. Уроки физической культуры - основная форма физического воспитания в школе. Их содержание определяется (для всех школ) государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи. По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учесть влияние различных метеорологических факторов и подготовить к этому ребят, у которых должны быть соответствующая одежда и обувь. Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание. Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся. Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности (посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др.). Обязательными при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников. Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение. Они оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости. Закаливание - неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем меньше возраст школьника, тем резче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку. Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18-20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн - 5-10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). По мере развития закаленности переходят к более низкой температуре, но не менее 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения. В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в следующей последовательности: обтирания, обливания, душ, купания. Обтирания проводятся при температуре воздуха 15-16 °С. Начальная температура воды - 33-34 °С, затем ее постепенно (через 3-4 дня) снижают на 1-2 °С и доводят до 15-18 °С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) - 3-4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях - с постепенным снижением температуры воды до 19-20 °С. Продолжительность процедуры - 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста. Продолжительность процедуры - не более 1 мин. Купание в открытых водоемах - один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха 24 °С. Время купания постепенно увеличиваютс5до15миндляде-тей младшего возраста и до 20-25 мин для детей старшего возраста. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С. Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Прием первых воздушно-солнечных ванн можно начинать с 4-5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50-60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10-15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн школьники обязательно должны иметь легкий головной убор. Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафио- летовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период года для ликвидации " светового голодания". Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам северных районов, где организм детей испытывает недостаток солнечной радиации. Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.
68. Здоровье детей и подростков. Методы его изучения. Показатели или критерии здоровья (перечислить), физическое развитие детей (определение понятия, показатели каждой из групп), методы индивидуальной оценки физического развития детей по отклонению антропометрического признака от условий нормы, достоинства и недостатки каждого, оценочные определения, комплексная оценка (морфофункциональное состояние и уровень биологического развития, их показатели, оценочные определения физического развития), акселерация и декселерация: сущность понятия, причины (гипотезы) и социально гигиенические проблемы. Пивоваров 264-315 69. Медицинское обслуживание в детских учреждениях. Основные аспекты работы школьного врача. Система (учреждения) медицинского обслуживания детей и подростков на разных этапах их развития и воспитания, основные задачи участкового педиатра, врача яслей – сада, школьного врача, задачи и содержание лечебно-профилактической работы школьного врача, задачи и содержание противоэпидемической работы школьного врача, задачи и содержание санитарно-гигиенической работы школьного врача, задачи и содержание санитарно-просветительной работы школьного врача. Важнейшей задачей медицинского обслуживания детей и подростков является организация и проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, содействующих их всестороннему физическому и психическому развитию, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этом отношении типовым медицинским учреждением (в городах) является детская больница, оказывающая стационарную и внебольничную помощь детям до 14 лет и всем школьникам независимо от возраста. Основными структурными ее частями служат стационар и поликлиника, из которых последняя представляет ведущее звено в организации профилактических мероприятий среди детского населения, проводимых по участковому принципу. При этом так называемая система единого педиатра обеспечивает непрерывность наблюдения за ребенком на всем протяжении его развития и способствует изучению условий жизни. В штате детских больниц (поликлиник) состоят как врачи, обслуживающие ясли-сады, так и школьные врачи. Вполне понятно, что они должны быть педиатрами по специальности и обладать достаточными знаниями в области возрастной физиологии, гигиены детей и подростков и врачебного контроля за физическим воспитанием. Вместе с тем их лечебная работа имеет довольно ограниченный объем по сравнению с обязанностями по обеспечению гигиенического и эпидемиологического благополучия обслуживаемого детского коллектива. В указанном отношении деятельность врачей яслей-садов строится на основе преемственности и тесного контакта с участковыми педиатрами, специалистами санитарно-эпидемиологических станций, педагогами, воспитателями и родителями. При этом дети в возрасте 1 — 3 лет проходят углубленный медицинский осмотр один раз в 3 мес., а дошкольники (от 3 до 7 лет) — один раз в год. Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту ребенка, являющуюся основным медицинским документом, в котором фиксируются также и данные его физического развития. Ослабленные же и нуждающиеся в специальном лечении дети берутся под специальное врачебное наблюдение врачей поликлиники и соответствующих диспансеров. С особой строгостью медицинский персонал обязан осуществлять весь комплекс противоэпидемических мероприятий, что, прежде всего, относится к утренним осмотрам детей в фильтре — раздевальне. Вместе с тем врач яслей сада осуществляет систематическое наблюдение за физическим воспитанием детей и полноценностью их питания. Кроме того, он принимает непосредственное участие в составлении режима дня ребенка, учитывая при этом основные гигиенические нормативы в отношении пребывания на свежем воздухе, приема пищи, дневного сна и смены различных видов деятельности. Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является и останется на будущее участковый педиатр, который на своем участке выступает в роли врача - профилактика, специалиста-лечебника, инфекциониста. Основная задача участкового врача-педиатра проведение профилактической и лечебной работы, направленной на укрепление здоровья обслуживаемых детей, улучшение физического и нервно-психического развития, снижение заболеваемости и смертности. В его функции входит прием детей в поликлинике; назначение им соответствующего возрасту, развитию и состоянию здоровья режима дня, рациона питания, комплекса физического воспитания и закаливания; определение сроков проведения иммунобиологических проб и профилактических прививок, других видов обследования и укрепления состояния здоровья. Участковый педиатр осуществляет постоянную связь с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами, особенно из групп риска, патронаж новорожденных, профилактическое наблюдение за детьми первого года жизни, а также старшего возраста, не посещающими детских дошкольных учреждений, до их оформления в школу; проводит диспансеризацию здоровых детей перед поступлением в дошкольное учреждение и школу, а также больных и угрожаемых по заболеваниям детей, подлежащих диспансерному обслуживанию; обеспечивает медицинскую помощь детям в прикрепленных дошкольных учреждениях, если в них нет штатных должностей врача. . Основные аспекты работы школьного врача. Конечной целью работы школьного врача является профилактика заболеваний учащихся в момент обучения в школе (профессиональные болезни, снижение травматизма, совершенствование физического развития). I. Лечебно-профилактическая работа. 1. Оказание первой врачебной медицинской помощи обратившимся детям - ведение амбулаторного приема. Всех обратившихся врач обязан записать в амбулаторный журнал и обязательно какие меры приняты. 2. Организовать проведение углубленных медицинских осмотров. (должен быть журнал углубленных осмотров) 3. Организовать проведение диспансерного наблюдения за вновь выявленными заболевшими, в течение года переводить детей из одной группы физического здоровья в другую (КАРТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ) 4. В соответствии с графиком работы оказывать консультативную помощь и отправлять к специалистам для лечения. Постоянно поддерживать связь со специалистами и быть в курсе состояния здоровья ребенка после каждой консультации. 5. Весной лично осмотреть каждого ребенка и решить вопрос о нагрузке физической, нервной, эмоциональной в период летних каникул, и в соответствии с состоянием здоровья дать рекомендации о правильном соблюдении режима труда и отдыха во время каникул (индивидуальные карты). 6. Контроль за физическим воспитанием. Формы физического воспитания: 1) Уроки физкультуры 2) Физкультурно-оздоровительные мероприятия - зарядка до занятий - подвижные игры на переменах - спортивный час в группе продленного дня 3) Внеклассная работа - секции - дни спорта и здоровья 4) Внешкольная работа - спортивные школы - секции - массовые мероприятия
II. Противоэпидемическая работа. Проводится любым врачом-педиатром, школьным врачом и врачом закрытого организационного коллектива в целях предупреждения коллективного распространения инфекционных заболеваний и сохранения здоровья детей. 1. Врач обязан лично составить списки по возрастам, сверить списки по классам, сделать выборку группы детей, которых необходимо вакцинировать в данный момент. После составления списков обязан лично осмотреть детей перед непосредственным выполнением прививок - для выявления противопоказаний. После проведения прививок обязан проконтролировать и выявить необычную реакцию на прививку. (журнал регистрации детей по прививкам) 2. Врач обязан подготовить все необходимое для проведения прививок: - организовать стерилизационную комнату - достаточное количество много- или одноразовых шприцев - приобрести вакцины, сыворотки, анатоксины - зарегистрировать их в журналах с указанием даты изготовления, срока реализации серий (журнал регистрации прививочного материала) - обеспечить правильное хранение прививочного материала. 3. Врач должен организовать раннее выявление больных инфекционными заболеваниями в группах и классах. После выявления ребенка с инфекционным заболеванием обязан изолировать от коллектива, при необходимости госпитализировать. После изоляции ребенка организовать проведение заключительной дезинфекции (экстренное извещение санитарно-эпидемиологических станций). (журнал карантина, регистрации инфекционных больных) 4. Обязан организовать проведение текущей дезинфекции: А) Провести семинары с техническим персоналом школы по изготовлению рабочих дезинфицирующих растворов и основного маточного раствора. Б) Обучить проведению обработки дезинфицирующими растворами рабочих поверхностей, полов, туалетов, рук учащихся и т.п. В) Проконтролировать проведение текущей дезинфекции с применением дезинфицирующих средств, которую необходимо проводить не реже 2-х раз в день (перед I и 2 сменами) 5. Завести журналы регистрации проведения прививок декретированным возрастам, регулярно отмечать проведение. 6. Контролировать отметку о проведении прививок в индивидуальной карте развития ребенка. 7. После проведения дезинфекционных мероприятий врач обязан наложить карантин. Для этого необходимо иметь журнал наложения и снятия карантина по группам и классам. 8. Проводить работу по профилактике пищевых отравлений.
III. Санитарно-гигиеническая работа. 1. Контроль за условиями труда и отдыха учащихся. - Осуществление контроля за составлением расписания, регулирующего распределение учебной нагрузки учащихся. - Обязан контролировать проведение уроков физкультуры (журнал регистрации уроков физ-ры) - Обязан следить за состоянием и оборудованием мастерских и за условиями труда в них. 2. Обязан следить за организацией питания, которая имеет свою специфику: если школа общеобразовательная, то организация питания зависит от количества смен: (личн. медкнижки пищевиков и всех учителей) - 1-на смена -горячий завтрак - 2-е смены- горячий завтрак, обед - школа-интернат - 4-х кратное питание - школа-интернат санаторного типа или для детей с физическими недостатками - 5-ти кратное питание 3. Следить за санитарно-техническим состоянием всех помещений школы, их оснащением, оборудованием в соответствии с гигиеническими требованиями СН 245-81 и СниП для школ, СанПиН. (санитарно-гигиенич журнал школы) IV. Профессиональная ориентация. (журнал по профориентации) Врач школы совместно с дирекцией школы имеют связь с директорами заводов и фаб- рик, с военкоматами, средними специальными и высшими учебными заведениями и соответст-венно группам здоровья проводят распределение учащихся. V. Санитарно-просветительская работа. (журнал регистрации санитарн-просветит. работы; 4 часа в мес.) 1. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся. 2. Методическая и консультативная помощь родителям. 3. Повышение санитарной культуры среди родителей. 4. Обучение технического персонала школы. Создание условий, способствующих выработке у учащихся гигиенических навыков
70. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы. СанПиН 2.4.2.576-06. Пришкольный земельный участок: размещение, его размеры, гигиенические требования к участку, баланс территории и ее зонирование, здание школы (тенденции в строительстве, требование к проектам школ)Размещение основных, вспомогательных и служебных помещений, помещение для организации продленного дня.
|