Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дефектами зубных рядов
Под биомеханикой концевого седла понимают его перемещение под влиянием жевательного давления, распределение последнего по протезному ложу и воздействие, которое базис оказывает на ткани слизистой оболочки, пародонта. В первую очередь биомеханика изучает факторы, обусловливающие величину нагрузки; падающей на протез и обозначаемой как жевательное давление. Источником этой силы, как известно, является сокращение жевательной мускулатуры, а величина ее определяется консистенцией пищи, величиной и формой жевательной поверхности антагонирующих искусственных зубов и состоянием слизистой оболочки, покрывающей альвеолярную часть. Кроме величины, описанные силы характеризуются направлением по отношению к окклюзионной плоскости. В положении концевого седла при жевании можно выделить две фазы. В первой фазе непосредственные контакты зубов отсутствуют, так как между ними находится комок пищи (опосредованная окклюзия), а вектор жевательного давления имеет вертикальное направление к окклюзионной плоскости. Во второй фазе жевания нижняя челюсть, а вместе с ней и концевое седло приближаются к верхней, зубы, разрушив пищу, придут в соприкосновение и из боковой окклюзии возвратятся в центральную. В это время язычные скаты верхних небных и шеечных бугорков будут скользить по щечным наклонам бугорков нижних одноименных зубов. Это скольжение вызывает язычный сдвиг нижнего и щечный-верхнего протезов. На балансирующей стороне протез будет двигаться в обратном направлении. В целом нижний протез сместится в балансирующую сторону. При хорошо сохранившемся альвеолярном гребне боковые смещения нейтрализуются его скатами. Этого не происходит при атрофии альвеолярной части, когда седло покоится на плоском основании. В этом случае увеличивается амплитуда боковых сдвигов, и седло через кламмер вращает опорный зуб. Отрицательное воздействие боковых сдвигов концевого седла на альвеолярный отросток и опорные зубы можно смягчить путем включения в конструкцию протеза непрерывного кламмера. С его помощью часта напряжения нейтрализуется сохранившимися зубами. В пластиночном протезе роль непрерьшного кламмера играет край базиса, прилегающий к естественным зубам. Но это менее совершенный способ распределения жевательного давления, так как возникает травма десны и развиваются краевые пародонтиты с образованием патологических зубодесневых карманов. Когда становление зубных рядов из боковой окклюзии в центральную закончится, жевательное давление снова примет вертикальное направление. Биомеханика концевого седла будет носить иной характер. Немалую роль при этом играет форма альвеолярного отростка. В.Н. Емельянов различает четыре типа альвеолярной части (рис.23). При первом типе (рис.23а) седло будет равномерно прижиматься к слизистой оболочке протезного ложа. Вследствие разницы в амплитуде податливости зуба и слизистой оболочки протезного ложа нагрузка на последний будет не равномерной: наименьшая - вблизи опорного зуба и наибольшая - на дистальном конце базиса протеза. Это подтверждается и клиническими наблюдениями. При втором типе (рис.236) может возникнуть дистальный сдвиг седла, а через него соответствующее напряжение будет испытывать и опорный зуб. Чтобы нейтрализовать эту силу, следует опорный зуб объединить впереди стоящими и создать группу, способную предупредить сагиттальный сдвиг седла. При третьем чипе альвеолярного гребня (рис.23в) возникают условия для смещения седла вперед. Для предупреждения этого движения протез необходимо снабдить непрерывным кламмером, который позволит распределить возникшее напряжение по всему зубному ряду. При четвертом типе альвеолярного гребня (рис.23г) так же, как и при первом, сагиттальный сдвиг протеза вряд ли возможен. Давление, падающее на концевое седло, можно распределить между опорным зубом и протезным ложем, используя для этих целей различные способы соединения кламмера с протезом. Вертикальные силы, падающие на концевое седло, могут амортизироваться также за счет введения в конструкцию базиса неметаллических дробителей (амортизаторов) нагрузки. Седло в подобной конструкции для смягчения жевательного давления имеет прокладку из силиконовой резины различной толщины. Протезирование при двусторонних концевых дефектах состоит из двух этапов. На первом этапе ортопедические мероприятия направлены на восстановление нормальной межальвеолярной высоты, если она оказалась пониженной вследствие уменьшения высоты клинических коронок передних зубов. Увеличение межальвеолярной высоты производится несъемными протезами. При ослаблении пародонта сохранившихся зубов ортопедические мероприятия направлены на повышение устойчивости сохранившихся зубов путем объединения их в систему съемными или несъемными шинами и др. Двусторонние концевые дефекты замещаются, как правило, съемными протезами (дуговыми или пластиночными). Протезирование при односторонних концевых дефектах следует проводить с учетом возраста больного, топографии и величины дефекта, наличия антагонистов и их состояния. Показания к протезированию расширяются, если больной молод, а дефект расположен на нижней челюсти. От протези- Ответы на экзаменационные вопросы Гчасть рования можно воздержаться у лиц пожилого возраста в тех случаях, когда дефекты расположены на одной стороне верхней и нижней челюстей или, когда на одной из них имеется мостовидный или съемный протез. Не следует протезировать при отсутствии лишь одного второго верхнего моляра, поскольку перемещение нижних зубов развивается медленно. При потере нижнего второго моляра протезирование также нецелесообразно. В этом случае можно ограничиться блокированием двух верхних моляров спаянными вместе коронками, предупредив тем самым зубоальвеолярное перемещение. Рис. 23. Типы альвеолярных гребней (В.Н. Емельянов)
|