![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды норм права и их характеристика.
Наиболее существенный признак правовых норм - их функциональная роль. Юридические нормы, как и право в целом, - это государственный регулятор общественных отношений, который имеет четко определенные ближайшие, промежуточные и конечные цели. Многообразие социальных отношений, целей регулирования, общественных интересов и индивидуальных интересов обусловливают и специфические задачи, решаемые определенными видами правовых норм. 1. По функциональной роли в механизме правового регулирования: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специальные нормы. Исходные правовые нормы - это вид юридических норм, занимающий высшую ступень в иерархической системе законодательных предписаний. Общим, видовым признаком исходных правовых норм является их наиболее общий характер и особая роль в механизме регулирования общественных отношений. Посредством этих норм определяются цели, задачи, принципы, пре-делы, направления, методы правового регулирования; закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем характере, соответственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Общие и специальные нормы. Под общими нормами понимают такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. В отличие от них специальные нормы - это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий.
2. По отраслевой принадлежности: нормы государственного, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права0 Отраслевые нормы делятся на материальные (определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общесгвенных отношений) и процессуальные (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материального права. Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. 3. По методу правового регулирования нормы права делятся на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов. Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий, проявление ими высокой ответственности и творческой инициативы, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. 4. По форме выражения предписания: управомочивающие., обязывающие, запрещающие нормы. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Управомочивающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание является одним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социальные процессы. Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. По своей сущности запреты - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам. 5. По субъекту правотворчества. В зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнении законодательных норм. 6. По сфере действия - это нормы общего действия, нормы ограниченного действия, локальные нормы. Нормы общего действия - предписания, не предусматривающие специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах органов государственной власти и управления. Нормы ограниченного действия " стеснены" в своей реализации определенными объектными, субъектными, пространственными, временными и ситуационными факторами. Причем каждый из названных факторов может быть основанием их дальнейшего деления на подвиды. К нормам ограниченного действия относятся: нормы местного значения; адресованные специальным субъектам; действующие ограниченное время; рассчитанные лишь на определенную ситуацию. Локальные нормы действуют в пределах отдельной организации или ее структурных подразделений. Под локальной нормой права понимается норма, принимаемая непосредственно на предприятии в целях реализации его специальной право-субъектной администрацией в пределах ее компетенции при активном участии коллектива в соответствии с предоставленными ему полномочиями, регулирующая в дополнение к общегосударственным нормам трудовые или организационно-управленческие отношения на предприятии и действующая в его пределах. Заключение Нормативность - свойства права, выявляющее его смысл и предназначение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Право под известным углом зрения может быть охарактеризовано как " система норм", т.е. общих правил, образцов, моделей поведения, которые распространяю гея на все случаи данного рода и в соответствии, с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию. Праву, если рассматривать его с глубоких институциональных позиций, свойственна нормативность особого качества. Это - нормативность, имеющая характер всеобщности, т.е. такая, когда общие правила являются " наиболее" общими для всей страны, и причем сама нормативность выступает как нормативность общеобязательная. Ведущее место в этой системе занимают юридические нормы, образующие в своей совокупности действующее в нашем государстве право. Изучение права на уровне системно-структурных характеристик не только раскрывает " теоретические глубины" механизма правового регулирования, функций, свойств и закономерностей права как внутренне согласованной правовой системы. Существенно важно и то, что такой подход смыкается с аксиологическим, способствует углублению представлений о социальной ценности правового регулирования. Присущая праву системность, как и иные правовые свойства, характеризует его как ценность в обществе. Благодаря своей многоуровневой, разноплоскостной, иерархичной структуре право способно оказывать многостороннее системное воздействие на общественные отношения, оперативно реагировать на изменяющиеся условия общественной жизни.
|