Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 6
1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Кирибеевич — любимый опричник царя, который считает, что ему все дозволено. Он позарился на жену купца Калашникова. Когда он встречает Алену Дмитриевну, то говорит ей, что он не вор и душегуб. Алена Дмитриевна — замужняя женщина и верна была своему мужу, а Кирибеевич стал ее «цаловать- ласкать» на глазах у всех. Когда Кирибеевич выходит на кулачный бой биться, автор говорит о нем только, что он «удалой Кирибеевич». Купец же Калашников, выходя на бой, кланяется царю грозному, потом белому Кремлю, святым церквам и всему народу русскому. В этом бою купец Калашников победил Кирибеевича еще до удара. Победу над ним одержал он силой духа своего, ведь не за правое дело боролся Кирибеевич, потому-то и упал опричник молодой «будто сосенка, во сыром бору под смолистый корень подрубленная». И хоть победил его купец Калашников в честном бою, но царь не простил тому смерти своего любимца — повелел он казнить его. Лермонтов показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело, за честь своей жены и семьи. Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно». Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца». Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут тусляры — споют песенку.
Вопрос 2. Особенности построения сюжета стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его - трагическая судьба русского народа. В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи. Это часть представляет собой сатирическое описание. Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей - русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами: Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых... За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа. Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть - описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть - описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обращения героя к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу. Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон. Ценности его - волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его. В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу - образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Г де бы русский мужик не стонал?
|