![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция Ермолаевой М.В. Социальная ситуация развития– место в обществе ( по Выготскому)
Социальная ситуация развития– место в обществе (по Выготскому) Акмеология – комплексная наука – переводится как вершина, вершина в развитии взрослого человека. Развитие взрослого человека – это саморазвитие. Стогнация – застой ( если чел не занимается саморазвитием). При зрелом возрасте человек может не обладать зрелой личностью. Субъектность – способность к саморазвитию. В 1928 г Рыбников предложил включить зрелость в возрастную психологию – акмеологию. 1965 г в Ленинграде под руководством Ананьева, проводились исследования познавательного развития зрелости, описал закон гетерохронности зрелости. Личностная зрелость – гражданская зрелость. Юнгом (занимался 2-й половиной жизни) и Фрейдом были открыты возрастные кризисы. Кризис 30 лет. Кризис отделяет зрелость от старости. Кризис середины жизни. Кризис 45-50 лет тяжелый кризисный период. В период кризисов происходит много суицидов. Грейс Крайг – миф о кризисе середины жизни – первое дыхание старости (изменение внешности, теряются силы, переживаются несоответствие планов юности с собственными достижениями, ослабевает творческая активность), происходит переоценка ценностей, переживание сокращения временной перспективы. Сильные личности не боятся начинать жить с начала, при кризисе середины жизни. Кризис отделяющий зрелость от старости, в конце творческой деятельности человек понимает, что его деяния устаревает, ученики опережают его. В зарубежной литературе, в конце зрелости, человек начинает задумываться о смысле жизни, о смерти.
Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего «Я», своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. Генеративность как одна из важных характеристик взрослости — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Новые личностные характеристики: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.
По отношении к времени своей жизни, по В. И. Ковалеву, выделяется несколько типов поведения во взрослом возрасте: 1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; 2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; 3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни; 4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгирование осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.
Кризис взрослости: переоценка совершенного, профессионального и семейного выбора, результатов деятельности.
|