Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. ПОНЯТИЕ






1. Понятие как форма мысли и его выражение в языке.

2. Логическая структура понятий.

3. Логические отношения между понятиями.

4. Логические операции над понятиями.

 

Процесс познания человеком мира исключительно сложен. Он включает в себя различные формы чувственной и мыслительной деятельности. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) характеризуются наглядностью и образностью воспроизведения мира в голове человека. Рациональное же, т.е. логическое, познание отличается высокой степенью абстрактности, иначе говоря, отвлеченности от огромного многообразия несущественных свойств предметов с одновременным выделением и обобщением наиболее важных и существенных. Это качество мышления проявляется уже на уровне выработки понятий, являющихся основой человеческой мыслительной деятельности. Мыслить – значит отражать мир в понятиях, уметь оперировать ими. При этом следует иметь в виду, что понятие выступает одновременно как исходной формой мыслительного процесса, так и его результатом. Познавая мир, все глубже проникая в тайны вещей и процессов, люди постоянно уточняют старые и вырабатывают новые понятия, тем самым усиливая и расширяя возможности своей интеллектуальной деятельности. Недаром человеческое мышление часто характеризуется как понятийное отражение действительности.

Важнейшая роль понятий состоит в том, что посредством их различные предметы окружающего человека мира отображаются в сознании таким образом, что появляется возможность выделить их или даже целые их классы среди огромного многообразия других предметов.

В языке понятия чаще всего выражаются словами, словосочетаниями, реже (как, например, в науке) – символами, принимая тем самым чувственно воспринимаемую оболочку. В логике все это называется терминами. Язык, таким образом, есть непосредственная материальная действительность мысли. Слово служит необходимым условием и средством образования понятий. Но если нет мысли без языка, то и система языковых средств не может существовать без мыслительного процесса отражения действительности в человеческой голове. Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании.

Следует, однако, иметь в виду, что логические термины, в силу присущей многим из них смысловой многозначности, не всегда однозначно совпадают с понятиями. Так, например, слово «движение» может быть употреблено в широком (философском) смысле, как всякое изменение, но может означать и частные случаи такого изменения, например, перемещение тела в пространстве. Употребление многозначных терминов, особенно в одном рассуждении, без соответствующего уточнения их значений может приводить к серьезнейшим логическим ошибкам.

Закрепляясь в терминах, понятия играют огромную роль в жизни людей. Они как бы конденсируют и сохраняют накопленный человечеством опыт, делая его достоянием многих поколений людей. Они же служат основным «строительным» материалом для выражения наших мыслей, для построения суждений и умозаключений, аргументов и доказательств, гипотез и теорий.

Формирование новых понятий всегда связано с осуществлением целого ряда мыслительных операций. Прежде всего, в предмете выделяются различные его признаки – стороны, части, свойства и т.д.. С этой целью осуществляется логический анализ, т.е. мысленное расчленение предмета. Затем проводится сравнение выделенных признаков с признаками других предметов того же класса, что позволяет вычленить среди выделенных признаков данного класса предметов (или даже отдельного из них) существенные и необходимые. Одновременно производится отвлечение (абстрагирование) от несущественных и случайных признаков, которых у каждого предмета всегда больше, чем первых. Наконец, проводится логический синтез – мысленное объединение вычлененных существенных и необходимых признаков, отличающих предмет (класс предметов) от других предметов (классов), в единое целое, т.е. в понятие. Таким образом, понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, необходимые и существенные признаки предмета или класса предметов.

Надо также отметить, что логическому (мысленному) анализу и синтезу и даже выработке самой способности к ним предшествовала многотысячелетняя материальная деятельность людей по изменению мира, т. е. практический анализ и синтез как средство освоения окружающей их действительности и приспособления ее для своих развивающихся потребностей. Именно переход наших далеких предков от приспособительской жизнедеятельности, в основе которой лежало собирательство уже «произведенных» природой благ, необходимых для выживания, к преобразовательной (материально-практической) деятельности по созданию условий своего существования сделал появление понятийного мышления не только возможным, но и необходимым. Достаточно сказать, что само слово «понятие» на ранних ступенях развития человечества означало физическое действие, осуществляемое руками: схватить, объять («яти» − древнерусское «взять»). И только затем, по мере развития абстрактного мышления, это слово стало обозначать деятельность не рук, но ума: понять − значит схватить, уловить мыслью какие-то реальные существенные и необходимые свойства предметов действительности и отношения между ними.

В настоящее время термин «понятие» выражает уже не только сам процесс умственной деятельности – понимание, но и результат этого умственного процесса – мысленный образ, отражающий предметы или явления в их существенных признаках.

2. Важнейшими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем.

Содержанием понятия называется совокупность основных признаков «отраженных» в нем предметов или классов предметов. Каждый из этих признаков выступает своеобразным элементом смысла данного понятия, а само содержание понятия предстает как его смысловое значение. Так, понятие «ромб» включает следующие смысловые элементы: а) количество сторон – четыре; б) равенство сторон; в) параллельность противолежащих сторон. При этом нужно иметь в виду, что содержание понятия может быть различным в зависимости от размера знаний, от принятой точки зрения и т.п. Например, в понятии «соль» химик мыслит одно содержание, а не химик – другое.

По содержанию понятия в логике классифицируются следующим образом:

а) понятия конкретные, отражающие предметы или классы предметов, и абстрактные, в которых отражаются не сами предметы, а лишь их признаки (свойства), взятые как бы сами по себе, отдельно от предметов, например, «честность», «тяжесть», «белизна» и т.п.;

б) понятия положительные, характеризующие наличие предмета либо того или иного признака, и отрицательные, т.е. такие, которые указывают на их отсутствие. Отрицательные понятия выражаются обычно терминами, имеющими отрицательные частицы «не», «без», «бес» (например, «неадекватное решение», «бесконечность» и т.п.). Следует, правда, отметить, что, если указанные частицы так слились со словом (термином), что без них оно уже не употребляется, поскольку теряет смысл (например, «беспечность», «ненависть», «неряха» и т.п.), то отраженное в них понятие считается в логике положительным, поскольку означает уже не отсутствие, а наличие определенных качеств, хотя и отрицательных.

Выделяют также понятия соотносительные (иногда их называют просто относительными), отражающие предметы, существование которых предполагает существование других предметов (например, понятия «родители» – «дети», «учитель» – «ученик»), а также безотносительные (абсолютные), т.е. такие, в которых мыслятся предметы, существующие как бы независимо от других предметов, самостоятельно, каковыми, являются, к примеру, понятия «дом», «машина», «преступление» и др.

Объемом понятия в логике называется группа (класс) однородных предметов, к которым это понятие может быть приложено. Например, в объем понятия «автомобиль» входят все возможные типы, виды, марки автомобилей.

По объему все понятия делятся на: а) единичные, в которых отражается лишь один предмет со своими индивидуальными признаками; б) общие, отражающие число предметов больше одного; в) пустые, т.е. такие, которые не отражают ни одного реально существующего предмета. Так, например, понятия «Ростов-на-Дону», «великий русский поэт А.С. Пушкин» являются единичными, понятия «очки», «университет», «книга» – общими, а понятия «русалка», «вечный двигатель», «абсолютная точка» – пустыми.

Общие понятия в рассуждениях и доказательствах могут употребляться в особом смысле − собирательном, когда выражающие их термины служат для обозначения целого, состоящего из однородных элементов. В этом смысле слово «парламент», к примеру, означает совокупность (собрание) депутатов, т. е. людей, избранных для законотворческой деятельности. В другом же – несобирательном – смысле это слово означает высший законодательный орган государственной власти (это и английский парламент, и германский бундестаг, и российская Государственная Дума и т.д.). При этом надо иметь в виду, что когда понятие употребляется в собирательном смысле, его признаки не могут быть автоматически перенесены на каждый из составляющих его элементов, например, выражение «Заседание парламента прошло шумно» вовсе не означает, что шумно вели себя все депутаты.

В том же случае, когда нам необходимо распространить те или иные признаки понятия на все составляющие его элементы, мы должны употреблять его в так называемом разделительном смысле, введя для этого соответствующие уточнения, как то: «все», «каждый из», «ни один из» и т.п. Например, «Ни одно из деревьев в этом парке не является хвойным», «Экзамен по физике в нашей группе сдали все студенты».

Уяснение приведенных выше логических характеристик понятия помогает точному и однозначному употреблению их в наших рассуждениях и предостерегает от многих заблуждений и ошибочных выводов.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Суть этой связи заключается прежде всего в том, что четко зафиксированное (в логике говорят – определенное) содержание понятия делает столь же четко зафиксированным его объем, и наоборот. В тех же случаях, когда одно из понятий является родовым, а другое – видовым по отношению друг к другу, действует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия: чем шире объем понятия, тем менее определено его содержание, и наоборот. Например, родовое понятие «правонарушение», будучи более широким, чем видовое по отношению к нему понятие «административное правонарушение», является менее содержательным, а понятие «административное правонарушение», являясь более определенным, в то же время по объему оказывается меньшим, чем понятие «правонарушение».

3. Понятия, как и предметы действительности, отражающиеся в них, находятся между собой в различных отношениях друг с другом. При этом отношения эти могут быть очень тесными, а могут быть и практически незаметными. Соответственно этому в логике выделяют сравнимые и несравнимые понятия. Поскольку только первые из них находятся между собой в логической связи, то логику интересуют, прежде всего, именно они.

Отношения между сравнимыми понятиями определяются в первую очередь их объемами. Те понятия, объемы которых частично или полностью совпадают, получили название совместимых. Такими понятиями являются, к примеру, понятия «студент» и «юноша» (частичное совпадение), «русский поэт А.С. Пушкин» и «автор «Евгения Онегина»» (полное совпадение). Те же понятия, объемы которых не имеют в своих объемах общих элементов, называются несовместимыми. Например, понятия «тепловоз» и «вагон». Несовместимость понятий означает, что отношения между ними носят не непосредственный, как у совместимых понятий, а опосредствованный характер. Иначе говоря, чтобы между ними складывались отношения, нужно еще одно понятие – посредник. В нашем примере таким понятием может быть «железнодорожный подвижной состав», которое включает в себя и понятие «тепловоз», и понятие «вагон».

Совместимые понятия могут находиться между собой в следующих видах отношений:

а) отношения равнозначности (тождественности), когда понятия полностью совпадают по объему, хотя и различны по содержанию, как, например, понятия «Москва» и «столица России»;

б) отношения перекрещивания, когда понятия, не совпадая в объемах полностью, все же содержат общие элементы, как, к примеру, понятия «инженер» и «механик»;

в) отношения подчиненности (субординации), когда объем одного понятия полностью входит в объем другом, но при этом не исчерпывает его, как, например, в случае с понятиями «техническое устройство» и «машина».

Несовместимые понятия находятся в таких отношениях между собой:

а) отношения соподчинения (координации), когда несовместимые друг с другом понятия одновременно подчинены более широкому по объему понятию, являясь видами одного рода (например, понятия «электровоз», «вагон», несовместимые между собой, являются видовыми относительно родового понятия «подвижной состав» и тем самым соподчинены ему);

6) отношения противоположности (контрарности [3]), когда два понятия, являются видами одного рода, но содержат взаимоисключающие признаки, которые в языке выражаются словами-анонимами (например, понятия «трусость» и «храбрость», «белое» и «черное» и т.п.);

в) отношения противоречия (контрадикторности [4]), когда два видовых понятия одного рода прямо и полностью исключают друг друга, как, например, понятия «честь» и «бесчестие», «металлы» и «неметаллы» и т. п. Как видим, в отношениях противоречия находятся понятия, одно из которых является положительным, а второе отрицательным.

Отношения между понятиями в логике принято изображать схематически с помощью кругов Эйлера, названных так по имени выдающегося математика и логика ХVIII в. Леонарда Эйлера, впервые предложившего такой способ наглядного их представления, когда объем определенного понятия изображается в виде круга. Сами же понятия (их содержание) обозначаются заглавными буквами латинского алфавита.

Приведенные выше отношения между сравнимыми понятиями в указанных логических схемах выглядят следующим образом:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал