Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
(1807 – 1867 гг.)
Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от соратника Дмитрия Донского, Михаила Бренко. С детства Дмитрий Брянчанинов мечтал об иноческой жизни, но подчинился воле отца, определившего его в 1822 году в Главное инженерное училище в Петербурге. Окончив училище в декабре 1826 года, он несмотря на открывающуюся блестящую светскую карьеру, сразу же подал прошение об увольнении от службы, которое было удовлетворено в ноябре 1827 года. После четырехлетнего послушания в различных монастырях принял монашеский постриг, а в 1833 году был наречен настоятелем Сергиевой пустыни в Петербургской епархии. В 1857 году был хиротонисан во епископа Черноморского и Кавказского, а в 1861 году, по состоянию здоровья ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии, где получил давно ожидаемое, «время на покаяние прежде кончины». Последние свои годы святитель Игнатий проводил в молитвах и трудах по завершению и подготовке к изданию своих сочинений. 30 апреля 1867 года, в Неделю жен мироносиц, епископ Игнатий тихо скончался. Проповеди святителя Игнатия – плод его напряженной духовной мысли и истинно подвижнической жизни. Поэтому оценить их можно лишь в свете его общих христианско-аскетических воззрений, которые он с замечательной последовательностью воплощал в опыте. По мнению святителя Игнатия, боговдохновенный спасительный опыт святых отцов для современных христиан остался в туне. Вместо внутреннего делания, дающего смирение и очищение сердца, большинство усвоило поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами вместо исповедания деятельностью и сокровенной жизнью сердца. «Судьбы Божии привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятств плевелов, враждебных церкви» («Письма... к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому», М., 1875, с. 17). В нечувствии людей ко греху епископ Игнатий видел распространившуюся душегибельную опасность. Добрые дела, идущие от падшего естества, нельзя смешивать с христианскими добродетелями, требующими нелицемерного соблюдения заповедей Божиих. Глубокое и искреннее сознание греховности ведет к покаянию, отверзающему двери сердца для Небесного Царя. Один из смыслов спасительной христианской жизни святитель Игнатий видел в терпении скорбей: не несущий креста своего не может быть учеником Христовым. Он указывал на важность для христиан сознания, что все совершается по воле Божиего Промысла. Последняя предсмертная работа его была посвящена этой теме: «Судьбы Божии» (СПб., 1867). Он говорил и писал, что в мире быстро множатся соблазны. «Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно и рвет, ломает многое». Много людей, не сознавая того, вступают в союз с падшими духами и отпадают от Бога. С приближением кончины мира христианин должен возлюбить покаяние и духовным трезвением готовиться ко спасению. «Установлен Богом тесный и прискорбный путь из земной жизни к небу, заповедано шествие по этому пути под крестом». В проповеди святитель Игнатий видел великое оружие служения Богу «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях – наставление и спасение человеков». Святитель Игнатий характеризует святителя Иоанна Златоуста, как церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностью, силою христианского учения мог вознести читателя превыше всего земного». К составлению проповеди святитель Игнатий приступал в благодатном состоянии духа, которое стяжал молитвою. По свидетельству его бывшего келейника (И.В. Малышева), ставшего впоследствии настоятелем Троице-Сергиевой пустыни: «После долгого затвора всегда являлись его поучительные творения, и сам он выходил из своей темницы с светлым необыкновенно радостным лицом». Святитель Игнатий почти сорок лет провел в монастырях, около тридцати лет занимал настоятельские должности. Поэтому значительная часть его гомилий адресована монахам; другая их часть обращена к священникам и мирянам (преимущественно во время архипастырской деятельности), однако все его проповеди поучительны для всех христиан. В своих проповедях святитель Игнатий стремился внушить пастве, что спасение требует внутреннего подвига. Подвиг этот многотруден ввиду силы и распространенности греха. О грехе в своих поучениях, словах и беседах епископ Игнатий говорит часто. Так в «Поучении в Неделю о самарянке» он касается падшего естества человека влекущего его исключительно ко злу. Пребывание лишь в падшем естестве погружает человека во мрак глубочайшего неведения. «Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа». («Поучение в Неделю всех святых»). В некоторых проповедях он особо говорит об отдельных грехах и их преодолении: о самомнении («Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии»), о лихоимстве («Поучение в Двадцать шестую неделю), лицемерии («Поучение в среду 1-й Недели Великого поста. О вреде лицемерства»), о ересях, как изобретении падших духов («Слово в 1-ю Неделю Великого поста. О Православии»). Нечувствие греха делает его всепроникающим. «Действует во мне грех мыслию греховною, действует ощущением греховным, ощущением сердца и ощущением тела, действует через телесные чувства, действует через воображение». Зрение греха своего, данное человеку Богом – начало исцеления души. Зрением греха возбуждается покаяние. Святитель Игнатий много поучал на тему покаяния: 2 поучения в Неделю по Богоявлении, «Поучение II в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии», «Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии» и др. «Возлюбим покаяние – и получим спасение», – призывал святитель Игнатий. Покаяние должно быть глубоким и сердечным. Нет греха, который устоял бы против покаяния. «Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества». Для поддержания немощи нашей, для врачевания язв греховных Бог даровал нам таинство Евхаристии, которым Богочеловек вводит нас в теснейшее общение с Собою (проповеди эти собраны в кн. «Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия» СПб., 1900). Установившееся общение с Богом нужно укреплять постоянной сердечной молитвой. В своей проповеднической деятельности святитель Игнатий придавал особое значение научению молитве «Слово о церковной молитве», «Слово о молитве устной и гласной», «Слово о молитве умной, сердечной и душевной», «Слово о молитве Иисусовой»). Молясь нужно взирать в глубину сердца. «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму». Он призывает к молитве, чуждой парений фантазии, помыслов и мечтаний. Требуют к себе внимания слова и поучения о молитве, обращенные к монахам. Святитель Игнатий видел современное ему монашество удалившимся от тех духовных высот, на которых было древнее иночество. Оно сосредоточилось на благовидности наружного поведения и телесном подвиге, что вводит в душу самомнение, развиваются душевные страсти, которые телесный делатель в себе заметить не может. Святитель Игнатий разъясняет это инокам во многих поучениях: «Дух молитвы новоначального», «О существенном делании монаха», «Слово о келейном молитвенном правиле», «Слово о поучении или памяти Божией» и др. В этих проповедях он поучает, что «молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей». Инок должен стремиться достичь такого состояния, когда все существо его соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву. В такой смиренной молитве человек умирает для мира, для всего, что чуждо Бога. Не стремящийся к этому даже в неисходном затворе будет возмущен молитвою помыслов. Для назидательного чтения монахов святитель Игнатий составил «Отечник». Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их». В своих проповедях святитель Игнатий говорил о возрастании признаков кончины мира. «Человечество не будет видеть свои бедственные положения в нравственном и духовном отношении, оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув христианское для духа, для вечности, для Бога» («Поучение в понедельник 26 недели. О Царствии Божием». «О кончине мира. Три поучения»). В другой проповеди («Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих») он говорит только, что нередко особенный род греха объемлет целые общества и навлекает на них казнь Божию. «Последнею казнию должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными» (с. 157). Христианин должен быть готов к этому часу, должен оставить плотскую и греховную жизнь и посредством покаяния и жизни по евангельским заповедям очистить себя. Понимание святителем Игнатием духов как имеющих тончайшую телесность (он опирался на некоторые места в творениях святых Иоанна Дамаскина и Макария Великого) вызвало богословские возражения святителя Феофана Затворника («Душа и Ангел не тело, а дух», М., 1891). Назидательно-поучительный характер имеют у святителя Игнатия стихотворения в прозе. Он стремится показать религиозно-символический смысл происходящих в природе явлений. Описание зимнего сада он заканчивает словами: «ежегодно природа повторяет пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых» («Сад во время зимы»). В другом произведении он отмечает: «солнце всецело изображается в каждой смиренной и чистой капле росы» («Роса»). Проповедям святителя Игнатия в целом присуща острота духовной мысли. Они отмечены особым воодушевлением и облечены в строгую форму. Хорошо знакомый с лучшими образцами русской литературы, он много работал над чистотой языка, стремясь исключить из своих поучений слова и выражения «сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные». Литература о святителе Игнатии 1. Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В двух частях с приложениями, Киев, 1915. 2. Аскоченский В.И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (Биографический очерк). – «Домашняя беседа», 1867, №№ 24-25. 3. Учитель иноков (Жизнь и труды преосвященного епископа Игнатия Брянчанинова). – «Русский паломник», 1886, № 42 (без подписи). 4. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881. Иеромонах Игнатий (Садковский). В поисках Живого Бога, Сергиев Посад, 1913. 5. Иеромонах Марк (Лозинский). Святитель Игнатий (Брянчанинов) // «ЖМП», 1968, № 11. 6. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям епископа Игнатия (Брянчанинова) // «Богословские труды» – М., 1971. сб. 6.
|