Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология деятельности и личности руководителя.






 

Управление – это специфический вид деятельности руководителя. Управление – это руководство людьми, которое позволяет достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем.

С психологической точки зрения, управленческая деятельность имеет специфические особенности:

1. Она направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия.

2. Это специфический вид межличностного взаимодействия.

3. Это деятельность, состоящая из операционных компонентов (конкретные действия, навыки), рефлективных компонентов (управленческая культура) и креативных компонентов (управленческое искусство), находящихся в тесной связи.

Совокупность умений и навыков решения управленческих задач, называется управленческой техникой.

Управленческая культура – этот организация собственной деятельности и деятельности других для наиболее полного раскрытия способностей и творческого потенциала каждого работника.

Управленческое искусство – творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Основные законы управленческой деятельности:

1. Закон неопределенности отклика (закон зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий).

Закон основывается на апперцепции (зависимости восприятия от прошлого опыта субъекта) и наличии стереотипов сознания (устойчивые суждения, которые неточно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры).

Проявления этого закона:

- разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия;

- один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия: человек никогда не может постичь другого человека, с точностью, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека.

Принимая любое управленческое решение необходимо учитывать неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть.

Оптимальные принципы подхода к людям:

- нет людей не способных, есть люди, занятые не своим делом;

- способности могут развиваться;

- ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

3. Закон неадекватности самооценки: при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами, что и при анализе других людей.

4. Закон искажения информации: управленческая информация (приказы, распоряжения и т.д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация.

5. Закон самосохранения: один из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, собственного достоинства.

6. Закон компенсации: при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами и умением работать.

Для эффективного управления руководитель, выбирая форму управленческого поведения должен ориентироваться на 3 критерия:

1. Учитывать интересы людей

2. учитывать интересы производства

3. Правильно продиагностировать зрелость группы.

Любой стиль лидерства может быть эффективным, все зависит от уровня зрелости коллектива или отдельных сотрудников.

 

Теория ситуационного лидерства (Херси и Бландэд)

 

Уровень развития коллектива Формы управленческого поведения
Низкий уровень: члены коллектива не способны и не хотят нести ответственность за свою работу, нет уверенности в своих силах. «Директивная» форма: - давать четкие указания и подробные инструкции, - постоянный контроль за работой, - использование системы наказания-поощрения.
Средний уровень: члены коллектива не способны, но хотят работать (уровень молодого специалиста), есть мотивация «Популяризация» - помощь на доступном для него языке. - указание и инструктаж в популярной форме (совет), т.к. приказ убивает мотивацию, - регулярный контроль работы, - уважительное, доброжелательное отношение, - интенсивное общение (наставничество, но не навязчивое)
Уровень выше среднего (хороший исполнитель) «Участие в управлении» - с ним необходимо советоваться и привлекать его к управлению, - поощрять инициативу, - предоставлять им больше ответственности, - ограничивать прямые указания и контроль, - ставить цели, не уточняя способы достижения, - вознаграждать хорошую работу.
Высокий уровень «Обедненное управление», передача полномочий - ставите проблему, проясняете цель, чего хотите достичь и достигнуть согласия по достижению цели, - предоставить им права и полномочия для самостоятельного решения проблемы, - избегать вмешиваться в дела, - если просят оказывать поддержку, - вознаграждать творческое решение проблемы.

 

Личность руководителя: психологический портрет:

- биографические данные (возраст, пол, образование, социальный статус – предпосылка реализации менеджера в менеджменте);

- способности по М. Шоу (специальные умения и знания, компетентность, информированность),

- черты личности (доминантность, уверенность в себе, уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность и др.).

Структура организаторских способностей по Уманскому

Ядро – организаторские способности. Уманский обозначил 3 основные подструктуры:

1. организаторская проницательность (чутье):

- психологическая избирательность (склонность к взаимоотношениям),

- практическая направленность интеллекта,

- психологический такт (чувство меры между прагматичностью и тактичностью).

2. Эмоционально-волевая действенность (гипнотизм влияния):

- энергичность (способность заряжаться и заражать оптимизмом),

- критичность,

-требовательность.

3. Склонность к организаторской деятельности:

- эмпатия,

- локус контроля-я,

- способность к самоактуализации (безоценочное принятие себя, способность быть самим собой, стремление к независимому существованию, чувство единения с другими).

 

Дополнительный вопрос:

Различия лидера и руководителя по Д.Б. Парыгину:

1.лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы, как некоторой социальной организации;

2.лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малой группы), руководство – элемент макросреды, связано со всей системой общественных отношений;

3.лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается (процесс организованный);

4.лидерство – явление менее стабильное, руководство – более стабильное;

5.руководство в отличие от лидерства обладает системой различных санкций;

6. процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован различными обстоятельствами, не обязательно коренящимися в данной группе, лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7. сфера деятельности лидера – малая группа, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет интересы группы в более широкой социальной системе.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал