Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методики диагностики межличностных отношений
Название методики
| Аннотация
| Диагностика межличностных отношений на основе субъективных представлений
| Социометрический тест Дж. Морено
| Существующие формы (модификации) — аутосоциометрические методики Я. Л. Коломин-ского, К. Е. Данилина, А. И. Донцова
Суть метода — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам
Шкалы — критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности Процедура обработки:
1) обработка данных по каждому критерию в отдельности
2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный)
3) графическое отображение полученных данных — структуры межличностных отношений (социограмма)
4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности
Количество вопросов (задании) — в зависимости от количества выбранных критериев
| Методики косвенной оценки межличностных отношений
| Техники
наблюдения
реальной
ситуации
Ф. Кронджета,
А. Моллера
| Существующие формы (модификации) — схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого
Теоретическое основание — закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Суть метода — выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений — положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.
Процедура обработки:
1) измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором
2) сравнение с нормативом
Количество вопросов (заданий) — в зависимости от цели исследования
| Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации
| Ситуационный
тест Р. Бейлса
| Существующие формы (модификации) — «Дилемма узника». Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью
Теоретическое основание — исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям Шкалы — 12 показателей, которые объединены в 4 более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций Процедура обработки:
1) подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам)
2) графическое отображение полученных данных
Количество вопросов (заданий) — в зависимости от цели исследования
| Опросник
оценки
способов
поведения в
конфликтной
ситуации
К. Томаса
| Существующие формы (модификации) — нет
Шкалы (5) — соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание
Процедура обработки:
1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале
2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения) Количество вопросов (заданий) - адаптированный вариант методики включает 30 пунктов
|
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений
| Тест
цветовых
конструктов
А. М. Эткинда
| Существующие формы (модификации) — 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант — к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант — цвета ранжируются в порядке соответствия понятию
Теоретическое основание — его использование опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности
Шкалы — в зависимости от цели и программы исследования Процедура обработки:
1) качественный анализ цветоассоциативных ответов во взаимной связи друг с другом
2) формализованный анализ цветоассоциативных ответов, предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н)
Количество вопросов (заданий) — 8-цветовой стимульный материал
| Методика «Рисунок
семьи» В. Хьюлса
| Существующие формы (модификации) — модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандбер-га, В. Вульфа и др. Р. Берне, С. Кауфман: для детей и взрослых
Теоретическое основание — концепция К. Маховера, основанная на том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого и его взаимоотношений с окружающими Шкалы — дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье.
Процедура обработки включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов: 1) анализа структуры «Рисунка семьи» 2) интерпретации особенностей графических презентаций членов семьи 3) анализа процесса рисования Количество вопросов (заданий) — выполняется один рисунок и задается 6 вопросов
| Совместный тест Роршаха — В. Бланшара
| Существующие формы (модификации) — обычно эксперимент включает две серии; индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом
Роршаха (СТР)
Теоретическое основание — проективный подход в исследовании личности
Шкалы — категории анализа: 1) практическая активность партнеров 2) количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения 3) проникаемость 4) решение или руководство 5) аффективный стиль отношений 6) кооперация 7) качество решения и процедуры Процедура обработки: 1) подсчет встречаемости реакций по категориям анализа 2) определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)
| (47)
Данная страница нарушает авторские права?
|