![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования в психологии.
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и методику, имея ввиду под первым общий принцип деятельности, а под вторым конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедурных норм, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала. Соответственно специфики психологии как области знания и практики, можно говорить о методах научно-исследовательской, прикладной и практической У. Научное исследование предполагает: 1.формулировку проблемы (т.е. познавательного вопроса, относящегося к наличию, причинам, следствиям или характеру связи явлений); 2.формулировку гипотезы (т.е. предполагаемого ответа); 3.проверку гипотезы (т.е осуществление некоей интеллектуальной или - чаще -эмпирической деятельности, в которой интересующие исследователя явления будут фигурировать во взаимоотношениях, соответствующих проблеме и гипотезе); 4. интерпретацию результатов проверки (соотнесение подтвержденности или не подтвержденности гипотезы, а так же выявленных при проверке не прогнозированных явлений с исходными теоретическими позициями и знанием об объектах). Ананьев выделяет группы методов: 1.организационные методы (организация исслед-я); 2.методы сбора эмпирич данных; 3.методы обработки данных; 4.методы интерпретации 1. К организацион методам Ананьев относил сравнит и лонгитюд методы. 1ый означ. построение исслед-я на базе сравнения данных относит разных объектов, 2ой - отслеживание изменений, происходящих с одним и тем же объектом на протяжении относительно длительного времени. 2. Методы сбора эмпирич данных: а)обзервационные методы: субъектив наблюден и наблюден со стор (-целенаправл восприят, обусловл исследовательск целями и задач); б)экспериментал методы (психолог контролир и варьирует переменные (- т.е. все то, что т/и изменяет ситуацию в экспер-те. Независим переменная - та, кот вводит экспериментатор, зависимая - та, кот изменяется при введении зависимой переменной.): лаборатор эксперимент (испытуемый в естеств для себя среде); полевой эксперимент (эксперимент в естеств усл-ях при минимуме аппаратов); в)психодиагностич методы: тестирование - метод психологич диагностики, применяется для стандартизир измерения индивидуал различий: стандартизированное - метод, использующ стандартизир?? и задачи (тесты), имеющие определен шкалу значений; проектив - не имеют цифровой шкалы, по кот оценивается рез-т, г)праксиметрич методы - методы изучения и измерения пр-сов и прод-тов деят-ти; д)моделирование: математическое и кибернетическое; е)беседа. 3. Методы обработки данных: a)качественный анализ; b) количественный анализ. 4. Методы интерпретации: a)структурный метод - выводы относительно строения объекта; b)выводы относительно развития объекта.
|