Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
Предметом курса явл методы, формы и средства обучения пс-гии их специфика и особенность. Цель курса повышение качества обучения пс=гии Задачи МП -- рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности студента, раскрыть псих механизмы усвоения ЗУН, выполнять ту профессиональную деятельность, к которой он готовится. Цели преподавания психологии: --развитие мировоззрения людей(понимание собственной жизни и своей самоценности), --принятие общественных ценностей, --понимание др людей и окр мира и умение выстраивать с ними гуманные отношения, -- повышение уровня психологич культуры. Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности Где ведется преподавание пс-гии: в ВУЗах, шк, колледжи, в люб организации (тренинги лекции, раб с родит и воспит, семинары), в женск консульт, детск комнаты милиц, в молодежных коллективах. Методы: методы активного обучения - приемы и методы активизирующие мыслит-ю деятельность уч-гося: это 1. Программированного обучения (основа-теория Скинера –стимул, реакция, подкрепление): учебная инф-ция разбитая на фрагменты вводилась в сознание с немедленным подкреплением (вопросы).—«машинные методы»Забывание практически исключено. Контроль прост и информативен Недостаток-мышление не развивается.., принцип угадывания. 2. Метод проблемного обучения не дает готового знания, а ставит уч-гося в ситуацию задачи(условия даны а ответ -нет), решение которой требует работы мышления, без предъявления готового ответа. Используются противоречия реальной жизни, высказывания разных авторов. 3. Методы интерактивного обучения основаны на взаимодействии уч-ся и уч-ля, которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируя и активизирую др друга. У уч-ля важно присутствие личностного отношения к проблеме, однако он должен иметь аргументированную научную т з., ее он высказывает в порядке извлечения выводов.Преподаватель на равных. Создается обстановка продуктивной творческой деятельности. К интерактив методам относят: Эвристическая беседа —на основе сократических вопросов, Метод дискуссии —свободное обсуждение теор вопросов, Метод мозговой атаки— интенсивные высказывания на сложную проблему приходящих в голову идей, догадок, предположений.Ни чего не критикуется В пс-гии применяется редко, чаще в соц-гии, управлении Метод круглого стола обсуждение проблемы с противоположными мнениями с целью найти точки соприкасновения. Метод деловой игры здесь сильна зависимость уч-ков др от др. Формы обучения. это способы орг-ции уч-познавательной деятельности и управление ею.1.Группа методов – словесные: расска з (пр о значении пс-к=гии в жизни чел-ка); беседы (с аудиторией, диалог, катахизическая -на припоминание, эвристическая-на догадке, сократическая -система продуманных вопросов); лекция- краткое изложение мат-ла; работа с книгой—план; конспектирование; тезирование-изложение сути прочитанного; цитирование; рецензирование; словесно-схематич изображение, составление матрицы идей; тезаурус. 2 Практические методы: упражнение -повторение; лаб раб; семинары; решение задач; игры; тренинги.3 Наглядные методы: метод иллюстраций (графики схемы модели) и метод демонстраций ( применение тех средств) 4 Методы стимулирующие познават деят-ть: снятие оценки, ограничений, демокр-й стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость пед-га, продуктивный, творческий вид работы. 5 Методы контроля и самоконтроля: текущий, периодический, итоговый; письменный и устный. Структура усвоения пс знания 1.Мотивация—ориентация на потребность аудитории 2Чувственное познание 3. Осмысление инф-ции 4. Запоминание инф 5.Выработать практ навыки. Важно обеспечить все компоненты при обучении. № 5 В правильно организованной программе обучения преподаватель должен предоставить чувственное познание материала. Виды: 1. Натуральные: гербарий, муляжи, рисунки, плакаты, фото (психологов, больных, изображение эмоций, различных ситуаций общения, невербалика в разном возрасте) 2. Репродукции (для исследования св-в памяти, внимания, воображения, проективные рисунки детей) №2 3. Знаковая наглядность – графики таблицы схемы. Они подходят для объяснения законов психологии, динамики развития пс процессов (колокообразная зависимость, Закон Эббингауза,, пирамида Маслоу). Таким же образом объясняются вопросы зависимости части и целого. (ИД, Эго Супер эго,). К знаковой наглядности можно отнести и рисунки: статические (при объяснении гештальтов) и динамические (феномены Пиаже, рисунки объясняющие экстраполяцию—предвидение) К зн наглядности относят и ученич литературу, и всевозможные матрицы, бланки ответов, тесты.формулы №19 Лабораторные нужны для изучения и осмысления материала после определенного кол-ва лекций.. Цель иллюстрация к-л положения. В психологии проводятся редко, чаще в целях получения нового пс положения при научной работе. В обычной практике обычно прибегают к демонстрационному эксперименту (преподават работает-уч=ки смотрят). Применяется в общей, мед психологии (пр блоки зоны мозга) №17 Технические средства. Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.. Тех ср-во может использоваться как метод (просмотр фильма целиком «Человек дождя –аутизм») и как прием (кусок из фильма с демонстрацией аффекта, изучение продуктов культуры – «Кавказская пленница»). С помощью видео можно изучать приемы НЛП, консультативный процесс, поведение ч-ка, использовать его с целью воздействия на испытуемого. Магнитофон тоже используется в тех же целях, + как обязательный компонент при медитации и аутотренинге.
|