![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 11. Мотивы, их виды и функции.
В совр.? мотивом наз. все, что составляет так наз. внутр. силы повед-я, что актуализирует деят-ть чел-ка. Деят-ть вся-кую: внеш повед-е, внутр психич пр-сы. Под мотивами поним-ся все, что динамизирует, активизирует пр-сы деят-ти и что, по определению мож натолкнуться на препятствия. По Леонтьеву, в ходе поисковой деят-ти обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потреб-ти с предметом происходит опредмечивание потреб-ти. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потреб-ти, то мож. сказать, что через опредмечивание потреб-ть получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность. Мотив - это то объективное, что побуждает и направляет деят-ть, отвечая той или др. потреб-ти, конкретизируя потреб-ть или удовлетворяя потребность. Т.е. осн ф-ция мотивов сост в том, чтобы побуждать и направлять деят-ть. Вслед за опредмечиванием потреб-ти и появлением мотива резко мен-ся тип повед-я, если до эт момента повед-е было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобрет " вектор", или направл-ть. Оно направл на предм или от него - если мотив отрицательно валентен. Мн-во дей-й, кот. собираются вокруг одного предмета - типич признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается дей-е. " Ради" чего-то чел-к, как прав., совершает много разных дей-й. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности. Одна деят-ть, дей-я каждого конкретного субъекта могут побуждаться сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление.Леонтьев считал, что любая деят-ть полимотивирована и можно выделить главный (ведущий) мотив и мотивы стимула (второстепенные). По своей роли, или ф-ции, не все мотивы " сходящиеся" на одну деят-ть, равнозначны. Как прав, один из них глав., др. - второсте-пен. Глав мотив наз ведущ мотивом, второстепен - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнит-но стимулируют данную деятельность. Перейдем к пробл соотнош мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэт выд 2 кл мотивов: те, кот осознаются, и те, кот не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в др ф-ме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или рез-тов дей-й, кот связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы. Рассм теперь? о связи мотивов и Л. Известно, что мотивы чел-ка образуют иерархич систему. Обыч иерархич отнош-я мотивов не осознаются в полн мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Нов. мотивы образ-ся в ходе деят-ти. В теор деят-ти описан мех-м образования нов мотивов, кот получил назв мех-ма сдвига мотива на цель. Суть этого мех-ма сост в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со врем приобрет самостоят по-будит силу, т.е. сама становится мотивом. Важ подчерк, что превращ-е цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции. Ф-ции мотивов: 1.побудительная (к деятельности)мотив порождает определенную активность человека; 2.направляющая (мотив направляет на себя деятельность), т.е. мотив ориентирует деят-ть и поведение чел-ка относительно цели; 3.целепорождающая (мотив порождает дей-е, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4.смыслообразующая (мотив придает дей-ям знач-ть, важ-ть). То, что мы делаем, приобрет для нас личност смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом. 5.стимулирующая, т.е. отражая напряжение потребности М активизирует протекание поведение деят-ти чел-ка; 6. регулятивная, т.е. М опред.процесс планирования действий и орг-ет соотв.контроль за достижением рез-та; 7.объяснительная, это сознательно формулируемая личностью причина его поведение, т.е. М выступает обоснованием действий или поступков чел-ка. Виды мотивов: I. по содержанию: 1.биологические; 2.социальные; 3.духовные. II. по степени осознаваемости: 1.осознаваемые; 2.неосознаваемые. Леонтьев говорил, что мотивы часто не осознаются. Он выделял понятие " мотивировка" для обозначения сознательного оправдания, которое дает человек, говоря о том, ради чего он что-то делает. III. по степ истинности: 1.реальнодействующие (истинные), кот не осознаются; 2.мнимые (ложн), здесь имеется ввиду мотивировка. IV. по степ важности: 1.ведущ (наиб важные, первостепенные); 2.второстепенные, мотивы-стимулы (кот дополнит стимулир данную деят-ть) V. мотивы могут быть актуальными и потенциальными. Актуальным мотив делает развитие обстоятельств, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных условий. Мотивы могут быть осознаны. Божович, используя критерии нравств. направленности и установок личности, выделяла мотивы: личностно-общественные, эгоистические, общественно-значимые.
|