Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социология- наука об идеальных типах (т. е. идеальных моделях образцах), которые регулируют социальные действия людей.
Основой социологического анализа Вебера является личность. В полном соответствии с " атомистическим" подходом к структуре общества он, как и многие его предшественники, определяет человека (личность) в качестве исходной клеточки (" атома") общественной структуры. Но, он ищет отличительные особенности не во врожденных инстинктивных актах его психики, а в его сознании, точнее, в актах мысленного целеполагания. На этой основе и строится рационалистическая модель социального действия. Социологию Вебера называют понимающей, поскольку для него социология – это наука, изучающая социальное поведение. Она стремится понять смысл каждого действия, придаваемый каждым из нас. Все социальные действия складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, следовательно, понять их смысл и значение – исходная предпосылка социологического исследования. Вебер рассматривает осознанное целеполагание как особый ответ на ожидание действия другого человека, то есть, как способность правильно понять и оценить поступки и действия другого человека с тем, чтобы максимально проанализировать свою ответную реакцию. Подобное истолкование осмысленного целеполагания переносятся на оценку деятельности партнера, актива, организации, правительства, рыночной конъюнктуры и т.д. Именно эта идея легла в основу так называемой понимающей социологии. Социальное действие – действие, которое соотнесено с поведением других, оно ориентировано на других, т.е. социально ожидаемо. В рамках социального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь пониманием сущего и должного с помощью принципа " что такое хорошо и что такое плохо" М. Вебер выделяет 4 типа социальных действий: различие между ними определяется степенью их рациональности. 1. целерациональный – индивид ставит цель и использует адекватные средства для ее достижения. Умом доходит до четкого осознания " условий", " средств" и " целей" действия, умея их анализировать и сопоставлять, предвидеть результаты своих поступков. Адекватные средства: рационально осмысленные средства, те которые сам индивид считает необходимыми. Чем менее рационально действие, тем менее оно понятно 2. ценностно – рациональный – когда человек действует исходя из своих моральных убеждений, или религиозных ценностей. Это действие всегда подчинено " предписаниям" или " требованиям". Например, дуэль, капитан тонущего корабля. 3. аффективный – обусловлен душевным состоянием, настроением человека и имеет целью немедленное удовлетворение страсти. Базируется на эмоциях. действие находится на грани или за порогом " осмысленности". 4. традиционный – поведение, основанное на традиции и привычке. Социальное действие противоречиво. В нем соотносятся мораль ответственности и мораль убеждения. Мораль ответственности требует предвидеть последствия принятых решений. Здесь поднимается вопрос о соотношении цели и средств. Вебер не является сторонником Макиавелли, считавшего, что цель оправдывает средства. Мораль убеждения требует действовать так, как подсказывают чувства безотносительно к последствиям. Человек ориентируется только на свою совесть. Этот тип Вебер считает идеальным. Но в жизни необходимо сочетание морали ответственности и морали убеждения. Взгляд Вебера на науку. v Считает, что настоящая наука рациональна и позитивна. v Одна из главных черт науки – ее незавершенность. Она никогда не достигнет окончательного понимания мира. Познание зависти от цели, которую ставят ученые, а по ходу исследования ученые ставят новые проблемы. Поэтому наука всегда несет определенные разочарования. v Еще одна черта науки – объективность. Он резко выступал против использования в социологии оценочных суждений, основанных только на субъективных мнениях ученого. Социология, постоянно утверждал Вебер, должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, то есть от разного рода личных пристрастий ученого (подобно тому, как врач, исследующий пациента, стремится избавиться от своих личных эмоций и побочных соображений.) Это делает социологию истинно объективной. Но полностью отбросить этот важный субъективный элемент никогда не удастся, и социолог так или иначе будет подпадать под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гипотез. В любом случае необходимо стремиться к максимальной свободе от политических, экономических, идеологических ценностей, которые влияют на исследование. Индивидуальные отношения ученого должно оставаться за пределами исследуемого. v Считает, что никакая наука не может научить людей жить, предсказать будущее. Наука может показать общество или человечеству только альтернативы. А выбор какой-то альтернативы, это уже выбор политиков. Наука поможет сделать этот выбор осознанным. Вебер анализировал капитализм, считая, что капитализм – это не просто стремление к наживе, а это стремление к наживе в рамках рационально действующего производства. Существует не просто капитализм, а его различные формы в разных странах. Вебера считают создателем теории Бюрократии. Он выделяет 2 типа бюрократии: 1) традиционная – существуют в докапиталистическом обществе. 2) рациональная – возникает с появлением экономической свободы. Является самым рациональным способом управления обществом – идеальный тип. Считает, что рациональная бюрократия управляет при капитализме. Ее черты: - служебная иерархия - специализация - строгая система методов и приемов управления. Вебер считает, что бюрократия необходима, т.к. кто-то должен управлять. Бюрократы умеют управлять. Считал, что бюрократия достигнет своего наивысшего развития при социализме, выйдет из-под контроля, т.к. слишком разрастется.
Создал так называемую социологию власти. Выделяет 3 типа власти: 1) традиционный – управление людьми осуществляется на основе традиций и привычке к определенному типу поведения. Основан на вере в зависимость от высшей власти и уважении ее законов, на представлении о вечности такого порядка, т.к. так было всегда. Варианты традиционного господства: а) патриархальный (абсолютная монархия, патриархальная семья) б) сословная монархия (монарх правит, соотносясь с интересами аристократии) 2) рационально-правовой. Власть основана на законах, которые признаются справедливыми большинством населения. Здесь подчиняются не личности, а системе законов, порядку. Слабость: не имеет ценностного фундамента, а основана на целерациональном действии. Необходимо подкрепление либо традицией, либо харизмой. 3) харизматический. Харизма – греч. «милость, божественный дар. Это необыкновенная, выходящая за пределы возможностей обычного человека способность или одаренность. Например, выдающийся ум, необычайные ораторские способности, дар предвидения харизматический лидер – это вождь, например, И. Христос, Ф. Кастро, Сталин, Садам Хусейн. Характеристики харизматического лидерства: - носит личный характер - строится на эмоциональной основе - играет новаторскую или революционную роль - оно недолговечно. С течением времени харизма угасает. Харизматический лидер должен постоянно доказывать свою харизму, что он единственный может. Вебер заложил основы социальной стратификации, т.е. не только экономический фактор в виде собственности может разделять общество. Критериями стратификации может быть политический (власть) или статус (престиж)
Ныне теория Вебера признана во всем мире. Именно ее считают наиболее правильной в объяснении природы капитализма. Ей отдают предпочтение даже экономисты, привыкшие выводить одни экономические явления из других. Заслуга Вебера в том, что он научил нас видеть за экономическими событиями более фундаментальные, невидимые глазу и не просчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие r складе мышления и образе жизни людей. Социология Вебера оказала фундаментальное влияние на западную социологию XX в. Интерес к ней не угасает многие десятилетия, а в середине 70-х и конце 80-х годов он перерос в своеобразный «веберовский ренессанс».
|