Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология- наука об идеальных типах (т. е. идеальных моделях образцах), которые регулируют социальные действия людей.






 

Основой социологического анализа Вебера является личность. В полном соответствии с " атомистическим" подходом к структуре общества он, как и многие его предшественники, определяет человека (личность) в качестве исходной клеточки (" атома") общественной структуры. Но, он ищет отличительные особенности не во врожденных инстинктивных актах его психики, а в его сознании, точнее, в актах мысленного целеполагания. На этой основе и строится рационалистическая модель социального действия.

Социологию Вебера называют понимающей, поскольку для него социология – это наука, изучающая социальное поведение. Она стремится понять смысл каждого действия, придаваемый каждым из нас.

Все социальные действия складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, следовательно, понять их смысл и значение – исходная предпосылка социологического исследования.

Вебер рассматривает осознанное целеполагание как особый ответ на ожидание действия другого человека, то есть, как способность правильно понять и оценить поступки и действия другого человека с тем, чтобы максимально проанализировать свою ответную реакцию. Подобное истолкование осмысленного целеполагания переносятся на оценку деятельности партнера, актива, организации, правительства, рыночной конъюнктуры и т.д. Именно эта идея легла в основу так называемой понимающей социологии.

Социальное действие – действие, которое соотнесено с поведением других, оно ориентировано на других, т.е. социально ожидаемо. В рамках социального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь пониманием сущего и должного с помощью принципа " что такое хорошо и что такое плохо"

М. Вебер выделяет 4 типа социальных действий: различие между ними определяется степенью их рациональности.

1. целерациональный – индивид ставит цель и использует адекватные средства для ее достижения. Умом доходит до четкого осознания " условий", " средств" и " целей" действия, умея их анализировать и сопоставлять, предвидеть результаты своих поступков.

Адекватные средства: рационально осмысленные средства, те которые сам индивид считает необходимыми. Чем менее рационально действие, тем менее оно понятно

2. ценностно – рациональный – когда человек действует исходя из своих моральных убеждений, или религиозных ценностей. Это действие всегда подчинено " предписаниям" или " требованиям". Например, дуэль, капитан тонущего корабля.

3. аффективный – обусловлен душевным состоянием, настроением человека и имеет целью немедленное удовлетворение страсти. Базируется на эмоциях. действие находится на грани или за порогом " осмысленности".

4. традиционный – поведение, основанное на традиции и привычке.

Социальное действие противоречиво. В нем соотносятся мораль ответственности и мораль убеждения.

Мораль ответственности требует предвидеть последствия принятых решений. Здесь поднимается вопрос о соотношении цели и средств. Вебер не является сторонником Макиавелли, считавшего, что цель оправдывает средства.

Мораль убеждения требует действовать так, как подсказывают чувства безотносительно к последствиям. Человек ориентируется только на свою совесть. Этот тип Вебер считает идеальным.

Но в жизни необходимо сочетание морали ответственности и морали убеждения.

Взгляд Вебера на науку.

v Считает, что настоящая наука рациональна и позитивна.

v Одна из главных черт науки – ее незавершенность. Она никогда не достигнет окончательного понимания мира. Познание зависти от цели, которую ставят ученые, а по ходу исследования ученые ставят новые проблемы. Поэтому наука всегда несет определенные разочарования.

v Еще одна черта науки – объективность. Он резко выступал против использования в социологии оценочных сужде­ний, основанных только на субъективных мнениях ученого. Социология, по­стоянно утверждал Вебер, должна основываться на научных суждениях, сво­бодных от ценностей, то есть от разного рода личных пристрастий ученого (подобно тому, как врач, исследующий пациента, стремится избавиться от своих личных эмоций и побочных соображений.) Это делает социологию ис­тинно объективной.

Но полностью отбросить этот важный субъективный элемент никогда не удастся, и социолог так или иначе будет подпадать под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гипотез. В любом случае необходимо стремиться к максимальной свободе от политических, экономи­ческих, идеологических ценностей, которые влияют на исследование. Индивидуальные отношения ученого должно оставаться за пределами исследуемого.

v Считает, что никакая наука не может научить людей жить, предсказать будущее. Наука может показать общество или человечеству только альтернативы. А выбор какой-то альтернативы, это уже выбор политиков. Наука поможет сделать этот выбор осознанным.

Вебер анализировал капитализм, считая, что капитализм – это не просто стремление к наживе, а это стремление к наживе в рамках рационально действующего производства. Существует не просто капитализм, а его различные формы в разных странах.

Вебера считают создателем теории Бюрократии. Он выделяет 2 типа бюрократии:

1) традиционная – существуют в докапиталистическом обществе.

2) рациональная – возникает с появлением экономической свободы. Является самым рациональным способом управления обществом – идеальный тип. Считает, что рациональная бюрократия управляет при капитализме. Ее черты:

- служебная иерархия

- специализация

- строгая система методов и приемов управления.

Вебер считает, что бюрократия необходима, т.к. кто-то должен управлять. Бюрократы умеют управлять. Считал, что бюрократия достигнет своего наивысшего развития при социализме, выйдет из-под контроля, т.к. слишком разрастется.

 

Создал так называемую социологию власти.

Выделяет 3 типа власти:

1) традиционный – управление людьми осуществляется на основе традиций и привычке к определенному типу поведения. Основан на вере в зависимость от высшей власти и уважении ее законов, на представлении о вечности такого порядка, т.к. так было всегда.

Варианты традиционного господства:

а) патриархальный (абсолютная монархия, патриархальная семья)

б) сословная монархия (монарх правит, соотносясь с интересами аристократии)

2) рационально-правовой. Власть основана на законах, которые признаются справедливыми большинством населения. Здесь подчиняются не личности, а системе законов, порядку. Слабость: не имеет ценностного фундамента, а основана на целерациональном действии. Необходимо подкрепление либо традицией, либо харизмой.

3) харизматический. Харизма – греч. «милость, божественный дар. Это необыкновенная, выходящая за пределы возможностей обычного человека способность или одаренность. Например, выдающийся ум, необычайные ораторские способности, дар предвидения

харизматический лидер – это вождь, например, И. Христос, Ф. Кастро, Сталин, Садам Хусейн.

Характеристики харизматического лидерства:

- носит личный характер

- строится на эмоциональной основе

- играет новаторскую или революционную роль

- оно недолговечно. С течением времени харизма угасает. Харизматический лидер должен постоянно доказывать свою харизму, что он единственный может.

Вебер заложил основы социальной стратификации, т.е. не только экономический фактор в виде собственности может разделять общество. Критериями стратификации может быть политический (власть) или статус (престиж)

 

Ныне теория Вебера признана во всем мире. Именно ее считают наиболее правильной в объяснении природы капитализма. Ей отдают предпочтение даже экономисты, привыкшие выводить одни экономические явления из других. Заслуга Вебера в том, что он научил нас видеть за экономическими событиями более фундаментальные, невидимые глазу и не просчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие r складе мышления и об­разе жизни людей. Социология Вебера оказала фундаментальное влияние на западную социологию XX в. Интерес к ней не угасает многие десятилетия, а в середине 70-х и конце 80-х годов он перерос в своеобразный «веберовский ренессанс».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал