![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь гигиены с другими дисциплинами.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Общая гигиена 1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами. Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека. Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку& епоз, что значит " целебный, приносящий здоровье". Необходимо различать термины " гигиена" и " санитария". Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии. Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении. Задачи гигиены. Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления: 1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены. 2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др. 3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией. Методы гигиены: Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы: 1. Гигиенические обследования и наблюдения или " санитарные описания". При этом обычно заполняются санитарные карты. 2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.). 3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моделях. 4. Статистические (медико-статистические) методы. Связь гигиены с другими дисциплинами. В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями гигиены тесно связана с эпидемиологией. В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др. В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физика, химия, биохимия и др. Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.
3. Развитие гигиены в России. Виднейшие представители. Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал необходимость заботиться о здоровье " людей здоровых, предохранить их от болезней...". Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в медицинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является " важнейшим предметом деятельности всякого практического врача". Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что " будущее принадлежит медицине предохранительной". Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении. Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены. В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.
Климат
|