![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихийные группы и массовые движения.
Типы стихийных групп: § толпа (стихийностью поведения. Это – максимально нестабильное образование, которое стихийно возникает, существует кратковременно и так же стихийно распадается; способна к разного рода акциям протеста – стихийного, разрушительного типа); § масса (более стабильное образование по сравнению с толпой, с нечеткими границами, она более организованна чем толпа, но разнородна – состоит из представителей разных организационных групп, а потому – неустойчива; Если у толпы может появиться лидер, вожак, который возникает стихийно, то воздействуя на массу он может направлять ее на большую, меньшую разрушительность. Массы – руководят организованно.); § публика (кратковременное создание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем). Общее в этих типах: циркулируют слухи, легко возникают и развиваются сплетни, и во всех группах такой источник информации очень популярен; большое некритичное доверие к информации, Þ Снимается критичность, распыляется ответственность и, соответственно, массовая стихийная группа ведет себя некритично и безответственно, эмоционально и экспансивно. Чтобы ей управлять необходимо опираться на выражение способа воздействия: 1. Заражение - бессознательную невольную подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям. Заражение происходит через передачу определенного эмоционального состояния, психического настроя. Заражение является мощным фактором в ситуациях массовых, потому что действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. 2. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Зарядом внушающей силы выступает убежденность коммуникатора; кроме того, могут использоваться определенные суггестивные механизмы (социальной суггестии); 3. убеждение - единственный способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах. 4. подражание (Тард: подражание – один из естественных механизмов массового поведения); Социальные движения – это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, и эта цель, как правило, связана с изменением социальной действительности, социума, общества (глобальные, локальные) Особенности:
Их мотивы – фундаментальные (определяются условиями существования групп, статусом групп, устойчивыми интересами групп в разных областях, например, политика или совершенствование законодательства и сиюминутные) Массовое сознание – сплав идей, убеждений, социальных представлений различных больших, организованных групп, его выразитель - общественное мнение. 3 характеристики:
Общественное мнение при этом – достаточно могучий фактор формирования и стихийных групп и поведения людей.
|