Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и цели тренинга в современной психологии
Классическое определение психологического тренинга таково: "... Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе " (Краткий психологический словарь).
Тренинг ориентирован на воздействие, на групповое развитие с помощью оптимизации форм межличностного общения. Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л.А.Петровская пишет: " Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия <...>. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения".
И.В.Вачков: " Тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия". Представления ведущего о сути и степени выраженности психологического воздействия определяют степень " агрессивности" этого воздействия, распределение инициативы между участниками и ведущим тренинга. (44)
И.В.Вачков делит шкалу " агрессивности" психологического воздействия в процессе тренинга на четыре пункта:
1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников. 2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. 3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. 4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем (44).
При всем разнообразии подходов в настоящее время выделяют три основных концептуальных направления в психологическом тренинге:
Каждое из этих направлений характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психологического вмешательства. Несмотря на различия в теоретической платформе, общим для всех направлений является представление о том, что тренинг обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие к ее самосовершенствованию и развитию.
|