Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные характеристики сознания.
Изучение универсального психического процесса в контексте исследования индивидуального сознания, которое обладает рядом свойств: 1) фактически обнаруживаемые свойства (опыты Вундта); 2) условия их выделения (особые способности субъекта и т.д.).
Данная структура сознания дает основу для метафор сознания. Изучение сознания в классической психологии прежде всего связано с изучением внимания. Классическая психология сознания: представление о внимании имеет три контекста: 1) связь внимания с индивидуальным сознанием. Внимание – свойство сознания (апперцепция, сенсорная ясность). Структурный подход. 2) внимание в связи с жизнедеятельностью – функциональный подход. У. Джемс: внимание – преодоление хаотичности сознательного впечатления. Модель – поток сознания. Любое действие человека сопровождается непроизвольной сознательной активностью. Поток сознания непрерывен, произвольные и непроизвольные впечатления неразделимы. В потоке одновременно есть ясные и смутные впечатления. Внимание – направленность потока, связанная с его избирательностью (значимость для субъекта). Выделение первичной и вторичной памяти. Простые впечатления в потоке сознания постоянно обладают ясностью, любые впечатления проходят состояния, когда они воспринимаются непроизвольно и проговариваются (внутренний голос субъекта – система “ухо – голос”). Современная психология: особый способ кодирования материала – артикуляционный и акустический. Первичная память – акустико-артикуляционное кодирование. Впечатления проходят, но сохраняются в потоке сознания, они имеют ореол – следы прошедших впечатлений. Вторичная память – смутные впечатления, для извлечения которых необходимы усилия. 3) внимание в контексте социокультурного развития человека – генетический подход. Т. Рибо: · естественные (внимание ребенка, расстройство внимания, первобытное сознание); · искусственные состояния сознания.
Отсутствие внимания – полиидеизм – разнообразие представлений в сознании, конкурирующих между собой. Деятельность хаотична, не направлена. Иметь внимание не дано человеку по природе.
внимание – состояние относительного моноидеизма. Развитие внимания связано с изменением мотивации, с овладением собственными моторными действиями. Развитие внимания – возможность задержки ЕСС. При задержке потока сознания возникает волна внимания. У. Джемс: ИСС (вход, выход из сна) - рассеянное внимание. Существуют состояния, в которых отсутствуют различия между центром и периферией. Т. Рибо. Патология памяти. При отсутствии в сознании центра происходит его расщепление. Разделения сознания на центр и периферию – условие единства Я, целостности представления субъекта о его прошлом опыте (перемежающаяся амнезия). А. Бергсон. Сознание в своей активности стремится к центру – точка концентрированного внимания (медитация). Концентрация внимания – малый объем при высокой его интенсивности. Основа для теоретических подходов к изучению памяти. А. Бергсон. Два вида памяти: · память тела; · память духа. · моторная память, · память-привычка (двигательные и речедвигательные навыки). Всегда почти неизменная последовательность элементарных движений. Необходимы произвольные усилия. (2) не требует усилий целостно (не развернута в последовательность). Иногда самопроизвольно в психической памяти возникает представление об обстоятельствах заучивания. Аналог (2) – эпизодическая память (Тулвинг) – долговременное сохранение материала с учетом места и времени. Автобиографическая память – условие сохранения единства Я. Для единого сохранения знаний и представлений субъект должен обладать представлением о себе. Заполненные моменты прошлого опыта – моменты значимого преобразования когнитивных схем.
|