Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация мотивов
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность Функции мотива: 1. Побуждение к активности (оптимум мотивации) 2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности. Деление мотивов: 2. Выделение базовой мотивации: Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей: - витальные - познавательные - в общении 1) базовые, первичные, врожденные Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). - избирательность восприятия - эмоциональный импульс - готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер) Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т.д): - спонтанность движений - продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) - успокоение после достижения цели - приготовление к новой ситуации - эффект научения 2) производные Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
3. Выделение ситуативной мотивации: Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. 1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение 2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия Виды мотивов и критерии классификации: 1. социальная оценка мотива: - обязательные - желаемые - запретные 2. место в иерархии - ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл - подчиненный (мотив-стимул) 3. источник мотивации - внешний (неспецифический – оплата труда) - внутренний (предметно-специфический) Хекхаузен: - экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж - интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности 4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе) 5. отношение к сознанию 1) мотивы осознаются: - верное осознание: мотив-цель - неверное: мотивировка 2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть: - активизирующее/тормозящее - направляющее - эмоциональная окраска - временная динамика - успешность деят-ти: оптимум мотивации 1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
|