![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ббк 66. 0я73Стр 1 из 60Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Актуальность научного анализа государственной идеологии в Республике Беларусь в настоящее время обусловлена в первую очередь становлением политических институтов суверенного государства, формированием гражданского общества в нашей стране. При этом наша республика оказалась в ситуации, с которой западные страны не встречались: необходимо найти путь перехода от социалистического строя к новому устройству, более адекватно отвечающему тенденциям мирового развития. В последние годы в республике активизировалась идеологическая работа, инициируемая государством, в рамках которой ставится цель донести до членов общества основные идеи, ценности, идеалы той концепции, которая лежит в основе его деятельности по управлению страной. Таким образом, государство стремится сделать процесс распространения идеологии более организованным, эффективным и преодолеть нарастающую стихийность в процессах политической социализации личности. Значительную роль в этом процессе призвано сыграть преподавание специального курса " Основы идеологии белорусского государства", введенного в качестве обязательного предмета в учебные заведения различного уровня. Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с новой типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в августе 2007 года, и ставит задачу оптимально организовать самостоятельную работу студентов по освоению материала курса. Учебно-методический комплекс включает три модуля, в каждом из которых определены цели изучения конкретной темы, содержится информационный блок, расписанный строго по учебным элементам и представляющий компактные ответы на узловые вопросы темы, имеется блок текущего самоконтроля степени усвоения учебной информации, размещена информация справочного характера в виде словаря понятий, планы семинарских занятий. Первые два модуля имеют пропедевтический характер, поскольку предваряют главное содержание дисциплины. Третий модуль – самый большой по объему, так как представляет основное содержание курса " Основы идеологии белорусского государства". К студенту обращена методико-рекомендательная часть каждого модуля, которая состоит из пояснений, советов, направляющих его на рациональную работу по освоению учебного материала, указаний относительно обязательного изучения дополнительных источников. Эту часть модуля также представляет систематизация учебного материала в специальных таблицах, схемах. В каждом модуле присутствует словарь тех понятий, содержание которых может быть не совсем известно студенту. Поскольку на ряде факультетов курс " Основы идеологии белорусского государства" изучается на младших курсах (первом, втором), то в этот словарь включены некоторые понятия из политологии, социологии, экономической теории – предметов, с которыми студенты будут знакомиться лишь на старших курсах. Содержание учебно-методического комплекса базируется, во-первых, на принципе оптимального сочетания репродуктивного и продуктивного характера образовательной деятельности, в связи с чем в блоках текущего контроля и темах семинарских занятий предлагаются задания, рассчитанные не только на простое воспроизведение усвоенной информации, но и задания творческого характера, предполагающие ответы на вопросы, связанные с самостоятельным поиском информации. Во-вторых, на принципе вариативности, который реализуется в информационном блоке по проведению семинарских занятий, где предлагается набор вопросов, заданий, из которых преподаватель может комплектовать оптимальный состав вопросов, соответствующих темам прочитанных лекций, уровню теоретической подготовки студентов данного курса, профилю факультета. Выполнение практических заданий к семинарам предполагает нахождение ответа на вопросы экономического, социологического, политологического характера, но все они связаны с проблемами социально-экономического развития Республики Беларусь и решаются на основе принципов и идей государственной идеологии нашей страны. Цель преподавания дисциплины " Основы идеологии белорусского государства" – формирование у студентов знаний и представлений об идеях и ценностях, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве полноправных граждан. В процессе изучения дисциплины студенты должны сформировать следующие компетенции: – уметь анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь; – обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом знания идеологии белорусского государства; – проявлять качества идеологической толерантности; – использовать знание относительно теории, истории и методологии идеологических процессов в профессиональной деятельности; – ориентироваться в мире идей, ценностей и представлений различной идеологической ориентации; – отстаивать мировоззренческие основы идеологии белорусского государства; – анализировать и оценивать социально-политические процессы в стране и мире; Учебно-методический комплекс рекомендуется для студентов всех специальностей, слушателей института повышения квалификации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Модуль-1
УЭ-1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий. УЭ-2. Государственная идеология как социально-политический феномен. Словарь понятий. Самоконтроль знаний. Тестовые задания. Семинарское занятие 1. Студент должен знать: – что представляет собой идеология как определенная система идей, принципов, представлений, отражающих общество с позиции интересов определенных социальных групп; – какова социальная роль идеологии в обществе; – в чем заключается особое место и значение государственной идеологии в обществе. Студент должен уметь: – ориентироваться в различных классификациях идеологий; – определять факторы, обусловливающие возможное превращение того или иного социального знания в идеологию; – отличать идеологию от мировоззрения и науки; – определять причины, вызывающие необходимость смены идеологий в развитии общества; – обнаруживать в деятельности средств массовой информации идеологическую компоненту.
|