![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировые политические идеологии
План занятия 1. История возникновения и базовые ценности классического либерализма. 2. Содержание неолиберализма. 3. Консерватизм – идеология сохранения сложившихся форм общественной жизни. 4. Сущность неоконсерватизма. 5. Социализм и его разновидности. 6. Идеология социал-демократизма.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Почему идеологии либерализма, консерватизма, социал-демократизма относятся к наиболее влиятельным идеологиям современности? 2. Чем отличается неолиберализм от классического либерализма? 3. На каком этапе развития идеологии – либерализма или неолиберализма – обнаруживается стремление предоставить большую степень свободы членам общества? 4. Противоречит ли идея права народа на революцию, провозглашенная в либерализме, идее правового государства, которую также разделяет либерализм? 5. Сравните либеральную и консервативную идеологии и разместите полученные данные в следующую таблицу:
6. В чем отличие отношения к социальному неравенству у либералов и консерваторов? 7. Проанализируйте следующие идеи и определите свои предпочтения: – " Государство не должно осуществлять протекционистскую политику" (классический либерализм); – " Человек самостоятелен, государство не должно его опекать и искусственно выравнивать условия, уровень жизни различных людей" (классический либерализм); – " Демократия должна носить элитарный характер. Политика доступна лишь тем, кто имеет соответствующее образование и призвание" (неоконсерватизм). 8. Что свидетельствует о сходстве идеологии неолиберализма с идеологией социал-демократизма? 9. Какие политические партии в настоящее время в мире являются носителями либеральной, консервативной, социал-демократической идеологии? Известны ли вам такие партии в Беларуси? 10. Ознакомьтесь с мнением доктора социологических наук И. Котлярова и ответьте на вопросы. " Массовое сознание современного белорусского общества " раздвоено": одна часть населения по-прежнему выражает потребность в социальных гарантиях, другая – интерес к развитию предприимчивости и активизации самого индивида" (" Беларусь сегодня", 13.03.08). – Согласны ли вы с данным мнением? – К каким идеологиям, на ваш взгляд, тяготеют данные части общества? – Каким образом государство при формировании экономических и социально-политических ориентиров развития общества должно учитывать этот факт? 11. Проанализируйте следующее высказывание: " Если говорить об идеологии как о самых общих принципах, которыми руководствуется общество и государство, то сегодня эти принципы для всех цивилизованных государств практически одинаковы. В наши дни никто из них открыто не провозглашает идей расовой неполноценности и национального превосходства, непримиримой классовой борьбы, религиозного подавления. Напротив, все ратуют за демократию и права человека, свободу вероисповедания, развитие образования, культуры, экономики, заботу о детях и престарелых, мирную международную политику, защиту окружающей среды. Ни в Конституции, ни в идеологии никакой страны не закрепляются имущественное и социальное неравенство, бедность, беспризорность детей, торговля людьми, проституция, наркомания, право вмешательства в дела других государств." [13], и ответьте на вопросы: – Согласны ли вы с данным высказыванием? – Если да, то можно ли в этом случае говорить о наличии в мире различных идеологий, используемых государствами в практике управления обществом? – Что конкретно свидетельствует об этом различии?
Рекомендуемая литература
1. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2007. 2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). – Минск: Беларусь, 2006. 3. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. 4. Рубинов, А.Н. Еще раз об идеологии / А.Н. Рубинов // Сов. Белоруссия. – 2006. – 28 июня. 5. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я.С. Яскевич – Модуль-3 СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
УЭ-1. Культурно-историческая составляющая идеологии белорусского государства. Проблема прошлого белорусской государственности. УЭ-2. Общество постиндустриального типа – стратегия развития Республики Беларусь. УЭ-3. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. УЭ-4. Социально-ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Беларусь. УЭ-5. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства. УЭ-6. Механизм функционирования идеологии белорусского государства. Словарь понятий. Самоконтроль знаний. Тестовые задания. Семинарское занятие 3.
Студент должен знать: – характеристику основных этапов становления белорусской государственности; – основные черты постиндустриального общества, которое провозглашается в качестве стратегической цели в государственной идеологии Республики Беларусь; – основные идеи и принципы идеологии белорусского государства, лежащие в основе политики, направленной на развитие экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Студент должен уметь: – анализировать причины, обусловившие республиканскую форму белорусского государства, его демократический, унитарный, правовой, светский, социальный характер; – выявлять особенности белорусской модели рыночной экономики с социальной ориентацией развития; – раскрывать принципы и идеи социогуманитарной составляющей идеологии белорусского государства; – анализировать Конституцию Республики Беларусь как главный идеологический документ страны.
|