Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. 2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели (" бадао"); • обладать необходимыми знаниями; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм. Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; • государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам. • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. 9. Древнегреческая философия: Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа. • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-" досократиков": • милетской школы — " физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); и др. Основные проблемы, которыми занимались " досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение " сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Для эллинистического периода характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность " сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. • первоначалом всего сущего считал воду (" архэ"); • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека (" психэ") и воздухом (" пневмой") - " душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
|