Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория развития мышления ребенка Ж. Пиаже

Ж. Пиаже считал, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение, поэтому его теория получила название «операциональной».

Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие по преобразованию внешнего предметного действия («интериоризация»).

Стадии развития мыслительных операций ребенка (Ж. Пиаже):

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (1–2 года).

· Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Данный возраст является сензитивным для формирования речи, т.е. после этого возраста овладеть речью невозможно.

Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся в этом возрасте вне чело­веческого общества, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позд­нем возрасте.

· Развивается способность воспринимать и познавать предметы в окружении ребенка, происходит осмысление их свойств и признаков.

Например, ребенок в возрасте после года для того чтобы достать предмет со стола, может подставить к нему скамейку или для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынуть половину вещей, а потом выполнить необходимую операцию. Т.е. первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя.

· К концу первой стадии ребенок: 1) выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я», 2) проявляет первые признаки волевого управления своим поведением, 3) в речи преобладают слова-предложения.

2. Стадия операционального мышления (2–7 лет).

· На основе овладения речью происходит: 1) наделение предметов значениями, 2) формируются наглядные представления.

· Происходит интериоризация внешних действий с предметами.

· Проявляется эгоцентризм мышления (трудность принятия позиции другого человека), ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

· К концу третьего года жизни формируется морфологическая расчлененность речи (двух-трех словные предложения). До семи лет совершенствуется речевая практика, обобщаются языковые факты в виде активного словаря ребенка (две-три тысячи слов).

3. Стадия конкретных операций с предметами (8–11 лет).

Происходит переход от конкретных понятий к абстрактным. Формируется способность:

· переходить с одной точки зрения на другую;

· ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (например по весу, величине, громкости, яркости и др.);

· объединять предметы в классы и выделять подклассы.

В школе язык становится для ребенка предме­том специального изучения. Происходит овладение письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

4. Стадия формальных операций (12–15 лет).

Формируется способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Речь становится более высокоразвитой. Мышление начинает протекать в форме отражения действительности на основе словесных понятий.

У взрослых людей выявлены следующие мыслительные закономерности:

1. При встрече с новой задачей используется тот способ решения, который в прошлом опыте был наиболее успешным.

2. Чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность его применения при решении другой мыслительной задачи.

Способы оценки мышления:

1. Тесты достижений – позволяют оценить объем усвоенных знаний.

2. Интеллектуальные тесты – оценивают соответствие интеллектуального развития человека биологическому возрасту.

3. Критериально-ориентировачные тесты оценивают способность человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Выводы:

1. Т.о. основная функция речи – созда­ние вербального продукта и его экстериоризация.

2. Мышление включается в организа­цию речевого общения (операции учета ответной реакции слушателя, нахож­дения адекватных речевых форм являются мыслительными по своему существу).

3. На основе качества речи происходит оценка коммуникативной сферы личности: по характеру речи мы распознаем те или иные личност­ные особенности человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы методики, организация и формы ППФП в вузе | Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал