![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы теоретических и эмпирических исследований
Метод – это способ достижения цели. Методы разделяют на: - общенаучные (для всех наук); - частные (для определенных наук); - специальные или специфические (для данной науки). Такое разделение условно, т.к. один научный метод может переходить из одной категории в другую. К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование а также аксиоматический гипотетический, исторический методы. Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства со стороны исследователя. Сравнение – установление различия между объектами или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств и при помощи специальных устройств. Счет – нахождение числа, определяющее количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства. Измерение – физические процесс определение числового значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. Эксперимент – одна из сфер практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Оно осуществляется в два этапа. На первом определяются несущественные свойства, связи и т.д.; на втором исследуемый объект заменяют другим, более простым. Различают следующие виды абстрагирования: отождествление(образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс); изолирование(выделение свойств, неразрывно связанных с предметами); конструктивизация(отвлечение от неопределенности границ реальных объектов). Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого либо искусственного языка (химии, математики и т. д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков. Анализ – метод познания при помощи разложения предметов исследования (объектов, свойств) на составные части. Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедукция – умозаключение в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам. Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п. сущности исследуемого явления с помощью описанных выше способ познания и затем формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), её изучение, анализ, разработка теоретических положений. Исторический метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. Методы научного познания условно подразделяют на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический. Методы эмпирического уровня конкретно связаны с изучаемыми явлениями и используются на этапе формирования научной гипотезы. Это: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы экспериментально-теоретического уровня помогают обнаружить те или иные достоверные факты, в исследуемых процессах. Это: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез индукция и дедукция, обобщение. На этом уровне производятся логическое исследование собранных фактов, выработка понятий, суждений, делаются умозаключения.
5 ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
|