Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семестр






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

(преподаватель – В.Н. Болдырихина)

Очная форма обучения

Темы лабораторных занятий Стр.
2 семестр
1. История нашего края.  
2. Археологические культуры на территории тамбовского края  
3. Древнейшие письменные источники по истории тамбовского края. Работа с документами XVII века по Тамбовскому краю.  
4. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).  
5. Мичуринск – наукоград РФ.  
6. Улицы г. Мичуринска: прошлое и настоящее.  
7. Храмы Тамбовской епархии.  
8. Памятники природы Тамбовского края.  
9. Искусство Тамбовского края.  
10. Города и районы Тамбовской области.  
11. Субъективное краеведение.  
12. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.  
13. Исследование в краеведении как метод познания, обучения и воспитания. Методика составления родословных как составная часть культурно-исторического воспитания.  
14. Туристско-краеведческая деятельность в учреждениях ДОД.  

Заочная форма обучения

Темы практических занятий Стр.
4 семестр
1. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).  
2. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.  

 

Очная форма обучения

семестр

 

Занятие № 1 «ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цель занятия – сформировать понятие об историческом пути развития нашего края. Посещение исторического зала городского краеведческого музея.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Расположение городского краеведческого музея, его история, залы краеведческого музея.

2. Экспозиции исторического зала краеведческого музея.

3. Особенности исторического развития нашего края.

4. Основные исторические вехи в развитии нашего края.

5. Основные направления современного развития края.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Проанализируйте основные причины возникновения города-крепости Козлова.

· Каковы основные этапы развития нашего края?

· Составьте картотеку документов и материалов, отражающих основные исторические моменты возникновение и развития нашего края.

· Напишите эссе на тему «С чего начинается Родина? …»

 

 

Занятие № 2 «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ»

Цель занятия – сформировать понятие о поселении наших предков на территории Тамбовского края.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, карта Тамбовской области.

Вопросы для обсуждения.

1. Поселение первобытных людей в эпоху неолита и бронзового века.

2. Археологические культуры железного века (городецкая, мордовских племен).

3. Археологические памятники периода Киевской Руси и Ордынского ига.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Проанализируйте основные причины поселения первобытных людей на территории нашего края.

· Каковы археологические культуры наших предков на территории Тамбовского края?

· Составьте картотеку документов и материалов, отражающих основные исторические моменты возникновение и развития первых поселений нашего края.

· Сделайте конспект статьи: Чуистова Л.И Древнейшее население Тамбовщины и его взаимосвязи с географической средой // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов. 1980. С. 31-34.

 

 

Занятие № 3 «ДРЕВНЕЙШИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ XVII ВЕКА ПО ТАМБОВСКОМУ КРАЮ»

Цель занятия – сформировать понятие о появлении первых письменных источников, отражающих жизнь наших предков на территории Тамбовского края.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, карта Тамбовской области.

Вопросы для обсуждения.

1. Никоновская летопись «Древний Тамбовский летописец».

2. Царские указы и отчеты местных воевод.

3. Определение по документами XVII века социального состава населения, задач, стоящих перед местными жителями, рода занятий местных жителей и т.д.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Какие основные выводы можно сделать при знакомстве с первыми письменными источниками о Тамбовском крае?

· Сделайте конспект отрывка из книги: Тамбовский летописец // Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края Тамбов, 1993. С. 16-78.

· Сделайте конспект отрывка из книги: Степная окраина Руси // И пыль веков от хартии стряхнув…: Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 5-42.

· Самостоятельно выберите архивный документ XVII века и проанализируйте его.

 

 

Занятие № 4 «ЕГО ИМЯ НОСИТ НАШ ГОРОД (ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. МИЧУРИНА)»

 

Цель занятия – сформировать понятие о жизни и деятельности И.В. Мичурина. Посещение Дома-музея И.В. Мичурина.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Расположение Дома-музея И.В. Мичурина, его история.

2. Экспозиции Дома-музея И.В. Мичурина.

3. Научное наследие И.В. Мичурина.

4. Памятные места нашего города, связанные с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие качества личности И.В. Мичурина позволили ему добиться успеха и реализовать свои научные планы.

· Каковы основные достижения великого учёного вам известны?

· Составьте презентацию о жизни и деятельности И.В. Мичурина..

· Напишите эссе на тему «О чём меня заставило задуматься посещение Дома-музея И.В Мичурина?

 

 

Занятие № 5 «МИЧУРИНСК – НАУКОГРАД РФ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о значении в жизни нашего города статуса наукограда. Посещение Научного выставочного центра (НВЦ) Мичуринска-наукограда РФ.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Расположение НВЦ Мичуринска-наукограда РФ, его история.

2. Экспозиции НВЦ Мичуринска-наукограда РФ.

3. Пути развития нашего города как наукограда.

4. Роль МичГАУ в реализации планов развития наукограда.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие причины привели к созданию в нашем городе наукограда?

· Каковы основные направления в развитии Мичуринска-наукограда?

· Подумайте, к чему обязывает жителей города и лично вас статус наукограда?

· Составьте презентацию о развитии Мичуринска-наукограда РФ.

 

 

Занятие № 6 «УЛИЦЫ Г. МИЧУРИНСКА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

 

Цель занятия – сформировать понятие об истории названий улиц нашего города, познакомить с прошлым и современным названием улиц нашего города.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, схемы и фотографии города Мичуринска.

Вопросы для обсуждения.

1. Старые и современные названия улиц

2. Расположение улиц на схеме города Мичуринска

3. История зданий улицы Советской г. Мичуринска (заочная экскурсия)

4. Мемориальные доски г. Мичуринска.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие истоки у названий улиц?

· Каковы основные причины в переименовании улиц города?

· Подумайте, зачем жители города прикрепляют к зданиям мемориальные доски?

· Составьте презентацию об улицах г. Мичуринска.

· Разработайте маршрут краеведческой экскурсии по городу Мичуринску.

 

 

Занятие № 7 «ХРАМЫ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о православной истории нашего города, его духовной жизни.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, схемы и фотографии города Мичуринска.

Вопросы для обсуждения.

1. История строительства Храмов в нашем городе до 1917 года.

2. Расположение храмов на схеме города Мичуринска.

3. Современное состояние православия в нашем городе.

4. История действующих Храмов г Мичуринска.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, почему было так много церквей в г. Козлове?

· Каковы основные причины, на ваш взгляд, восстановления и развития православия?

· Подготовьте доклад об одной из разрушенных или действующих Церквей нашего города.

· Составьте презентацию о действующих Храмах г. Мичуринска.

 

 

Занятие № 8 «ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о видах памятников природы Тамбовского края.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, схемы и фотографии города Мичуринска, карта Тамбовской области.

Вопросы для обсуждения.

1. Геологические памятники природы Тамбовского края.

2. Геоморфологические памятники природы Тамбовского края

2. Гидрологические памятники природы Тамбовского края.

3. Ботанические памятники природы Тамбовского края.

4. Зоологические памятники природы Тамбовского края.

5. Комплексные памятники природы Тамбовского края.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие геологические памятники природы Тамбовского края находятся в Мичуринском районе?

· Какой комплексные памятники природы Тамбовского края, расположенный в г. Мичуринску известе во всём мире?

· Каковы основные причины, на ваш взгляд, восстановления и сохранения памятников природы?

· Подготовьте доклад о памятниках природы Тамбовской области.

· Составьте презентацию об одном из видов, на ваш выбор, памятников природы нашего края.

 

 

Занятие № 9 «ИСКУССТВО ТАМБОВСКОГО КРАЯ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о культурном наследии Тамбовского края. Посещение Музея А.М. Герасимова.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Связь Тамбовщины с жизнью и творчеством известных художников.

2. Расположение и история Дома-музея А.М Герасимова.

3. Жизненный путь А.М. Герасимова.

4. Творческое наследие А.М. Герасимова.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, почему, на ваш взгляд, наш край славен многими творческими людьми?

· Подготовьте доклад о Доме-музее Голицыных.

· Составьте презентацию о жизни и творчестве одного из известных художников или музыкантов нашего края?

 

 

Занятие № 10 «ГОРОДА И РАЙОНЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о различных населённых пунктах Тамбовской области.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, схемы и фотографии города Мичуринска и Тамбова, географическая карта и атлас Тамбовской области

Вопросы для обсуждения.

1. Общая характеристика Тамбовской области.

2. Тамбов –областной центр: прошлое и настоящее.

3. Города тамбовской области..

4. Районные центры Тамбовской области.

5. Известные сёла Тамбовской области.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, почему в нашей области наиболее перспективно развитие аграрного сектора экономики?

· Каковы основные причины, на ваш взгляд, «умирания» сёл и как можно остановить этот процесс?

· Подготовьте доклад об одном из городов Тамбовского края.

· Составьте презентацию об одном из районов Тамбовской области?

 

 

Занятие № 11 «СУБЪЕКТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о субъективном краеведении как важном источнике краиведческих знаний.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, схемы и фотографии города Мичуринска разных времён.

Вопросы для обсуждения.

1. Воспоминания земляков – старшего поколения о прошлом нашего города и области.

2. Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла.

3. И.В. Мичурин в воспоминаниях современников

4. Наш город – глазами молодежи

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, почему молодое поколение не всегда интересуется воспоминаниями старшего поколения о родном крае? Можно ли исправить эту ситуацию?

· Сделайте подборку по материалам сайта г. Мичуринска и соответствующих групп в социальных сетях высказываний молодёжи о нашем городе.

· Составьте план беседы и проведите ее с представителем старшего поколения города Мичуринска и своим ровесником.

 

Занятие № 12 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о методах и формах географического и экологического изучения своей местности школьниками.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации.

Вопросы для обсуждения.

1. Оборудование географической площадки школы.

2. Учебно-опытный участок школы.

3. Школьная экологическая тропа.

4. Отдел природы школьного краеведческого музея.

5. Изучение географических названий (топонимика).

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Как проводятся метеорологические наблюдения?

· Составьте план учебно-опытного участка школы. Напишите список растений для посадки на участке.

· Составьте схему детской экологической тропы (обозначьте маршрут и название станций с кратким описанием).

· Составьте кроссворд с географическими названиями объектов Тамбовской области.

 

 

Занятие № 13 «ИССЛЕДОВАНИЕ В КРАЕВЕДЕНИИ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РОДОСЛОВНЫХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

Цель занятия – сформировать понятие о проектном и исследовательском методе в краеведении

Оборудование – компьютер, проектор для презентации.

Вопросы для обсуждения.

1. Построение научного исследования, его логика. Краеведческое исследование.

2. Проблемно-исследовательский метод обучения детей. Краеведческие исследовательские проекты.

3. Беседы, интервью, анкеты в изучении родного края. Использование полученной информации в работе с детьми.

4. Получение детьми доступного представления о своем роде, о наследственности как общей характеристике живого и включение их в процесс восстановления генеалогии своего народа.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, чем отличается проектный и исследовательский методы? Оформите ответ в виде схемы или таблицы.

· Придумайте темы для детски краеведческих исследований?

· Придумайте темы краеведческих проектов.

· Составить родословную своего рода или рода своего земляка.

 

 

Занятие № 14 «ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОД. ПОСЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»

 

Цель занятия – сформировать понятие об организации туристско-краеведческой деятельности в учреждениях ДОД. Посещение городской станции юных туристов.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Местоположение станции городской станции юных туристов, её история. Просмотр кинофильма.

2. Организация туристско-краеведческой деятельности на станции. Проведение различных мероприятий (слётов, конференций, конкурсов, праздников, походов).

3. Осмотр этнографической экспозиции станции.

4. Знакомство с документацией станции краеведческой тематики (программы, альбомы, отчёты).

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, что общего и в чём отличие краеведческой работы в школе и во внешкольных учреждениях? Оформите ответ в виде схемы или таблицы.

· Составить маршрут детской краеведческой экспедиции по Тамбовскому краю.

· Составьте вопросы и задания краеведческой олимпиады.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал