![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 2. 1. Укажите правильный ответ, какие факторы влияют на умственную работоспособность детей дошкольного возраста?
1. Укажите правильный ответ, какие факторы влияют на умственную работоспособность детей дошкольного возраста? - Социальная среда (семья, окружающие люди, воспитатели, дети и т.д.); - Деятельность (в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование); - Обучение; - Воспитание.
2. Определите методы регуляции психологического состояния детей. Г. Ш. Габдреева делит методы регуляции на две группы: прямой регуляции (фармакологические средства, библиотерапия, музыка) и опосредованного влияния (трудотерапия, имитационные игры и внушение). Правда, Габдреева предлагает использовать имитационные игры для изменения личностных качеств человека, например, застенчивости.
Иной подход к классификации методов управления состоянием имеется у Л.Г. Дикой и Л.П. Гримака: все управляющие воздействия дифференцируются в зависимости от того, какими регулирующими и активирующими системами они реализуются: специфическими, неспецифическими, когнитивно-мотивационными и др. Благодаря процессам специфической и неспецифической активации в основном происходит бессознательная, непроизвольная, а с помощью процессов волевой регуляции — сознательная регуляция состояний. Изард выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения. В целом все методы регуляции делятся на две группы: внешние и внутренние (саморегуляция), хотя деление это чисто условное, так как внушение может быть и самовнушением, а массаж — и самомассажем и т. д.
3. Изложите в форме тезисов ваше мнение о понятии жизненного пространства. Жизненное пространство человека - это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий. Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета. Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать. Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым. Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно.
|