Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы международных экономических связей.






Мировое хозяйство- объект изучения теории международных экономических отношении (МЭО). МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их с товарами и услугами, в международной торговле, научно - технических и производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационно интернациональных связях, перемещение между ними трудоразделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.

К числу важнейших форм МЭО относятся следующие: международная торговля товарами и услугами, мировой технологически обмен, миграция капитала, международная валютно-финансовая система, миграция рабочей силы и международная экономическая интеграция.

Объективной основой мировой торговли и всех других форм мировых экономических связей явилось общественное разделение труда, которое перешагнуло рамки национальных хозяйств и вышло на мировой уровень, превратив отдельные страны в звенья единого мирового воспроизводственного процесса.

В основе формирования и становления мирового хозяйства лежит процесс интернационализации хозяйственной жизни. Исторически первой формой экономических связей стран была международная торговля.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между национальными государствами.

Международная торговля зарождается задолго до появления теорий, объясняющих ее преимущество и возможности всех стран участвовать в международном обмене.

Инструменты, используемые государством для регулирования междуна­родной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на исполь­зовании таможенною тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является та­моженная пошлина (тариф) на импорт, представляющая собой государ­ственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через грани­цу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цепа импортного товара поднимается выше мировой цены. Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также дол­жна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отече­ственных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары стано­вятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечествен­ную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повы­сить цены и получить дополнительный выигрыш.

Введение таможенного тарифа на им­порт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу госу­дарственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средне­взвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно раз­витых странах снизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 4—5% в начале 90-х гг., а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда перегово­ров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия го­сударства на международную торговлю за эти годы фактически даже воз­росла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования тор­говли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, под­падали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добро­вольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепен­ная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквива­лентный уровень защиты).

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разре­шенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экс­портная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда госу­дарство выдаст лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, по­скольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять прода­жи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным ин­струментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламенти­руется национальным законодательством и международными соглашения­ми. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно но эффективным административным решениям, а в худшем к развитию коррупции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал