Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. 1 Краткий анализ психологической литературы по проблеме социотиповСтр 1 из 10Следующая ⇒
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 1 Краткий анализ психологической литературы по проблеме социотипов личности студентов и особенностей поведения в конфликтной ситуации… 1.1 Социотип как индивидуальная характеристика личности. Основные виды и характеристики социотипов личности ……… 1.2 Современное состояние изучение психологии конфликта. Стили поведения личности в конфликтной ситуации ……………………………… 1.3 Общая характеристика «студенческого возраста» как периода в онтогенезе …………………………………………………………………. Выводы по первой главе ……………………………………………………. 2 Экспериментальное исследование влияния социотипа личности студента на стратегию поведения в конфликте …………………..………………...... 2.1 Описание программы, методов и методик исследования …………. 2.2 Результаты исследования и их обсуждение ………………………… Выводы по второй главе …………………………………………………………. Заключение ……………………………………………………………………… Список литературы ……………………………………………………………… Приложение 1 …………………………………………………………………… Приложение 2 …………………………………………………………………….
Введение
Люди по многим особенностям отличаются друг от друга, отсюда происходит разное восприятия ситуации, участниками которой они могут стать. Человек, насколько бы бесконфликтным он себя не считал, не в состоянии избежать разногласий с окружающим. Сколько людей – столько и мнений, и интересы одного человека могут не совпадать с интересами другого, и поэтому часто вступают в противоречия друг с другом. Это может привести к возникновению напряженной ситуации, которая в последствии способна перерасти в конфликт. Центральным вопросом в исследовании любого конфликта является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение и поведение в конфликтных ситуациях. Таких факторов, как правило, выделяют два: объективный и субъективный. Объективные причины конфликтов связаны, прежде всего, с самой ситуацией, когда она расценивается как напряженная и вынуждает одного участника вступить в противоборство с другим участником. Субъективные причины связаны с особенностями восприятия конфликтной ситуации самими участниками. И здесь основную роль играют индивидуально-типологические особенности личности, которые могут повлиять на выбор способа поведения в конфликте. Говоря о последнем хотелось бы отметить, что в современной психологии и медико-биологических науках (морфологии, физиологии, психофизилогии) большое внимание уделяется исследованиям характеристик индивидуально-типологических особенностей личности, поскольку это является основой индивидуализации многих сфер (обучения, профессиональной и спортивной ориентации, командообразования и т.д.) Предложены различные классификации типов личности, основанные на разных признаках: морфологических (соматотипы, конституциональные типы – Черноруцкий М.В., 1925г.; Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929 год.; Хит Б. Картер Д., 1969 г.; Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1980); функциональные (спринтеры-стайеры – Казначеев В.П., 1980 г.); психофизиологических (экстраверт-интроверт, рациональный-иррациональный, и др. – Кречмер Э., Юнг К.Г., 1924; Теплов Б.М., 1985). Одной из популярных классификаций индивидуально-типологических свойств личности является классификация социотипов, разработанная Восточно-Европейской школой психологов и социологов, определяющая направленность человека на тот или иной вид деятельности (Аугустиновичюте А., 1982.; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997., Букалов А.В., 2004, 2009гг.). Теоретической базой для данной классификации стало разделение на психологические типы К.Г. Юнга, который показал наличие противоположных черт в психической деятельности (экстра-интроверсия, логика-этика, интуиция-сенсорика), находящихся в единстве и присущих каждому индивидууму в определенном соотношении. Социотип - устойчивая (гомеостатическая) структура личности человека, содержащая разные пропорции между основными частями его психики – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Всего выделяют четыре базовых социотипа – гуманитарии, исследователи, социалы и управленцы. Полагают, что социотип человека на протяжении всей его жизни остается неизменным, поскольку генетически обусловлен, хотя отдельные его параметры могут изменяться в разной степени в зависимости от фактора времени и среды (Гуленко В.В., Тыщенко В.П.. 1997.Сандомирский М.Е.. 2005). Имеющиеся работы, посвященные этому вопросу. (Богомаз С.А.. и другие 1996; Васильев В.Н. и другие 1996; Ермак В.Д., 1997; Букалов А.В.. 2004; Филатов 2009), содержат разрозненные данные о социотипических особенностях, основанные, главным образом, на психологических характеристиках личности. К сожалению, с точки зрения психофизиологических, морфологических и функциональных особенностей человека социотипическая классификация типов еще очень мало обоснованна; не ясно, как формируются указанные параметры социотипа, насколько устойчивы они в онтогенезе, какие показатели являются ведущими в структуре социотипа и т.п. Это обусловлено тем, что сведения о морфологических, функциональных и психофизиологических коррелятах социотипа единичны, получены на разных контингентах обследуемых, и не позволяют составить соответствующий социотипический портрет. Между тем, знание особенностей социотипов чрезвычайно важно не только для науки, но и для практики. Исходя из всего вышесказанного, актуальным будет изучение взаимосвязи социотипических особенностей личности с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Цель исследования: выявление взаимосвязей между социотипами личности студентов и стратегиями поведения их в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Теоретические: - теоретический анализ социотипических особенностей как индивидуальных характеристик личности; - рассмотрение основных стратегий поведения в конфликтной ситуации; Методические: - разработать программу эмпирического исследования; - подобрать методические приемы, позволяющие исследовать социотип личности студентов; - подобрать методические приемы, позволяющие исследовать стратегии поведения в конфликтной ситуации; - подобрать методы математической обработки данных. Эмпирические: - провести эмпирическое исследование; - с помощью методов математической статистики выявить связи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и социотипом личности студентов. Объект исследования – отношения между социотипами и особенностями поведения в конфликте. Предмет исследования – влияние социотипа на стратегию поведения в конфликте. Основная гипотеза исследования – социотип личности влияет на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Методологической основной для работы послужил личностно -деятельностный подход Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейн, а так же теория информационного метаболизма А. Аугустиновичюти и теория конфликтного поведения Кеннет Томаса и Ральфа Килменна. Теоретическое значение работы состоит в рассмотрении проблемных областей в изучении социотипов, а именно, что определяют понятием социотип и какие существуют типы данного явления. Проведен анализ причин обуславливающих наличие того или иного поведения в конфликтной ситуации. Представлены результаты имеющихся исследований по данной теме. Практическое значение работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы по данной теме и позволят расширить знания относительно влияния личностных особенностей, в частности социотипа личности, на поведение в конфликтной ситуации.
|