Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. 1 Краткий анализ психологической литературы по проблеме социотипов






Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….

1 Краткий анализ психологической литературы по проблеме социотипов

личности студентов и особенностей поведения в конфликтной ситуации…

1.1 Социотип как индивидуальная характеристика личности. Основные виды и характеристики социотипов личности ………

1.2 Современное состояние изучение психологии конфликта. Стили

поведения личности в конфликтной ситуации ………………………………

1.3 Общая характеристика «студенческого возраста» как периода в

онтогенезе ………………………………………………………………….

Выводы по первой главе …………………………………………………….

2 Экспериментальное исследование влияния социотипа личности студента

на стратегию поведения в конфликте …………………..………………......

2.1 Описание программы, методов и методик исследования ………….

2.2 Результаты исследования и их обсуждение …………………………

Выводы по второй главе ………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………………………

Список литературы ………………………………………………………………

Приложение 1 ……………………………………………………………………

Приложение 2 …………………………………………………………………….

 

Введение

 

Люди по многим особенностям отличаются друг от друга, отсюда происходит разное восприятия ситуации, участниками которой они могут стать. Человек, насколько бы бесконфликтным он себя не считал, не в состоянии избежать разногласий с окружающим. Сколько людей – столько и мнений, и интересы одного человека могут не совпадать с интересами другого, и поэтому часто вступают в противоречия друг с другом. Это может привести к возникновению напряженной ситуации, которая в последствии способна перерасти в конфликт.

Центральным вопросом в исследовании любого конфликта является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение и поведение в конфликтных ситуациях. Таких факторов, как правило, выделяют два: объективный и субъективный. Объективные причины конфликтов связаны, прежде всего, с самой ситуацией, когда она расценивается как напряженная и вынуждает одного участника вступить в противоборство с другим участником. Субъективные причины связаны с особенностями восприятия конфликтной ситуации самими участниками. И здесь основную роль играют индивидуально-типологические особенности личности, которые могут повлиять на выбор способа поведения в конфликте.

Говоря о последнем хотелось бы отметить, что в современной психологии и медико-биологических науках (морфологии, физиологии, психофизилогии) большое внимание уделяется исследованиям характеристик индивидуально-типологических особенностей личности, поскольку это является основой индивидуализации многих сфер (обучения, профессиональной и спортивной ориентации, командообразования и т.д.) Предложены различные классификации типов личности, основанные на разных признаках: морфологических (соматотипы, конституциональные типы – Черноруцкий М.В., 1925г.; Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929 год.; Хит Б. Картер Д., 1969 г.; Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1980); функциональные (спринтеры-стайеры – Казначеев В.П., 1980 г.); психофизиологических (экстраверт-интроверт, рациональный-иррациональный, и др. – Кречмер Э., Юнг К.Г., 1924; Теплов Б.М., 1985).

Одной из популярных классификаций индивидуально-типологических свойств личности является классификация социотипов, разработанная Восточно-Европейской школой психологов и социологов, определяющая направленность человека на тот или иной вид деятельности (Аугустиновичюте А., 1982.; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997., Букалов А.В., 2004, 2009гг.). Теоретической базой для данной классификации стало разделение на психологические типы К.Г. Юнга, который показал наличие противоположных черт в психической деятельности (экстра-интроверсия, логика-этика, интуиция-сенсорика), находящихся в единстве и присущих каждому индивидууму в определенном соотношении.

Социотип - устойчивая (гомеостатическая) структура личности человека, содержащая разные пропорции между основными частями его психики – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Всего выделяют четыре базовых социотипа – гуманитарии, исследователи, социалы и управленцы. Полагают, что социотип человека на протяжении всей его жизни остается неизменным, поскольку генетически обусловлен, хотя отдельные его параметры могут изменяться в разной степени в зависимости от фактора времени и среды (Гуленко В.В., Тыщенко В.П.. 1997.Сандомирский М.Е.. 2005).

Имеющиеся работы, посвященные этому вопросу. (Богомаз С.А.. и другие 1996; Васильев В.Н. и другие 1996; Ермак В.Д., 1997; Букалов А.В.. 2004; Филатов 2009), содержат разрозненные данные о социотипических особенностях, основанные, главным образом, на психологических характеристиках личности. К сожалению, с точки зрения психофизиологических, морфологических и функциональных особенностей человека социотипическая классификация типов еще очень мало обоснованна; не ясно, как формируются указанные параметры социотипа, насколько устойчивы они в онтогенезе, какие показатели являются ведущими в структуре социотипа и т.п. Это обусловлено тем, что сведения о морфологических, функциональных и психофизиологических коррелятах социотипа единичны, получены на разных контингентах обследуемых, и не позволяют составить соответствующий социотипический портрет.

Между тем, знание особенностей социотипов чрезвычайно важно не только для науки, но и для практики.

Исходя из всего вышесказанного, актуальным будет изучение взаимосвязи социотипических особенностей личности с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Цель исследования: выявление взаимосвязей между социотипами личности студентов и стратегиями поведения их в конфликтной ситуации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Теоретические:

- теоретический анализ социотипических особенностей как индивидуальных характеристик личности;

- рассмотрение основных стратегий поведения в конфликтной ситуации;

Методические:

- разработать программу эмпирического исследования;

- подобрать методические приемы, позволяющие исследовать социотип личности студентов;

- подобрать методические приемы, позволяющие исследовать стратегии поведения в конфликтной ситуации;

- подобрать методы математической обработки данных.

Эмпирические:

- провести эмпирическое исследование;

- с помощью методов математической статистики выявить связи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и социотипом личности студентов.

Объект исследования – отношения между социотипами и особенностями поведения в конфликте.

Предмет исследования – влияние социотипа на стратегию поведения в конфликте.

Основная гипотеза исследования – социотип личности влияет на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Методологической основной для работы послужил личностно -деятельностный подход Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейн, а так же теория информационного метаболизма А. Аугустиновичюти и теория конфликтного поведения Кеннет Томаса и Ральфа Килменна.

Теоретическое значение работы состоит в рассмотрении проблемных областей в изучении социотипов, а именно, что определяют понятием социотип и какие существуют типы данного явления. Проведен анализ причин обуславливающих наличие того или иного поведения в конфликтной ситуации. Представлены результаты имеющихся исследований по данной теме.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы по данной теме и позволят расширить знания относительно влияния личностных особенностей, в частности социотипа личности, на поведение в конфликтной ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал