Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклорная образность и ритуалистика






Итак, образное решение этого праздника связано с водой, воплощающей жизнь, плодородие, счастье. Встреча воды стимулировала появление национальных персонажей, ритуальное действие. Фольклорная образность и ритуалистика органично сбились с новыми советскими обрядами посвящения молодых в мелиораторы и чествование передовиков.

Чествование и прославление передовиков представляют собой в празднике определенный вид деятельности людей. Такой деятельностью могут стать объединяющие массы призывы, обязательства, наполняющие жизнь смыслом перспективы. Трудовые праздники, обряды, ритуалы активно формируют ценностные ориентации людей. Немалую роль в этом играет органично и к месту влившаяся в праздник труда фольклорная образность и ритуалистика.

Примечательны в этом отношении такие праздники урожая и труда, как Цветение лозы, День цитрусовода, Праздник чая, День рыбака, Первой борозды, Ртвели и др. Все эти праздники, построенные на основе своеобразия национального колорита, придающего им неповторимый характер, представляют одновременно как продолжение традиций, так и отражение сегодняшних трудовых побед.

К примеру, проходящий ежегодно в конце августа в Казбеги праздник «День чабана», посвященный подведению трудовых итогов овцеводами района, органично включает в себя фольклорные песни, танцы, различные состязания. Так, женщины состязаются в вязании и приготовлении вкусных блюд по старинным рецептам. А команды горских сел помимо традиционных спортивных состязаний проводят конкурс на лучшее исполнение народных мелодий. Победители получают древний музыкальный инструмент чабана – свирель. Кульминацией праздника, его образным решением, олицетворяющим преемственность поколений чабанов, неизменность их побед над горной стихией, становится традиционная передача бурок старейшими пастухами молодежи во время ритуала «Посвящения в чабаны».

Анализ наиболее распространенных разновидностей праздников, обрядов, ритуалов, в которых фольклор является основой театрализации, то есть организации событийного содержания и массового действия, показывает, что с его помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный традициями стереотип отношений и поведения. Эта активная деятельная сторона фольклора, превращающая его в механизм массовой культурно-просветительной работы, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного массового действа. Каждый из этих типов выступает в качестве реального канала проявления активности личности в культурно-просветительной работе. Поиск и обоснование таких каналов «подключения» человека к массовому мероприятию чрезвычайно актуален, так как наиболее повторяющейся организационной ошибкой сценарно-режиссерской разработки праздников является пассивная роль в них самой аудитории, ее преимущественно зрительская позиция.

На одном из праздников «Дня рыбака» реальное действие – церемония посвящения учащихся ПТУ в полноправные моряки – было полностью превращено организаторами в игровое действие. Главный боцман праздника оглашал поименно выпускников «рыбацкого» училища. Нептун окроплял их морской водой, Старшая русалка надевала через плечо каждому символическую ленту из рыболовных траловых сетей, а затем все вместе они принимали торжественную клятву и, после того как каждый выпускник расписывался под ней, вручали ему почетный диплом, скрепленный автографами!

Такое действие, главными персонажами которого стали Нептун, Русалка, Главный боцман, черти, нарушило соотношение в нем реального и игрового. Была превращена в беспочвенную игру церемония, являющаяся кульминацией праздника, ибо в то время как аллегорические и мифологические персонажи активно действовали на торжестве, реальные герои – руководство училища и рыболовецкого колхоза, наставники и родители – оказались как бы непричастными к нему. Все это вызвало у тех, кого посвящали в профессию, также у присутствующих на празднике участников чувство нереальности происходящего, что снизило педагогический и эмоциональный эффект.

Итак, анализируя использование народного творчества и фольклора как средства массовой культурно-просветительной работы, мы берем на вооружение их понимание как театрализованного действа, важным условием организации которого является опора на содержательную основу, традиционную образность, позволяющие активизировать массу участников, выступающие как стереотипы деятельности. Использование народных традиций и фольклора как основы театрализации в трудовых праздниках, где они стимулируют и организуют деятельность участников, возможно лишь в следующих случаях: а) когда событийная и фольклорная основы сценария отвечают жизненным потребностям, удовлетворяют интересы, отражают художественные запросы; б) когда народные традиции, само фольклорное действие расширяют круг общения участников, вовлекают массу, раздвигают границы праздника, обряда, ритуала, гуляния, то есть выступают как стимулирующее средство.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал