Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиографоведение как наука. Структура, объект, предмет, методы, место в системе отраслей знания, современные концепции.
Б/графоведение-это наука и учеб.дисциплина, к-ая изучает теорию, историю, огранизацию и методику б/гр-го дела. Б/графоведение сформировалось только в 70-х гг. прошлого века. После больших дискуссий был обобщен опят исследований и Коршунов разработал теорию б/гр-ии исходя из принципа от абстрактного к конкретному и исп-уя системный подход. Объектом б/графоведения яв-ся система «Д-потребитель», предметом выступает б/гр.деят-ть, т.е. б/графоведение изучает те аспекты системы д-х коммуникаций, к-ые имеют отношение к функциям б/гр.инф-ии. Структура б/графоведения. Б. изучает свои объекты по 4 аспектам: 1) теория библиографии – исследует ее общественное назначение; разрабатывает научные концепции, терминологическую систему; методологическую базу для научного анализа современной библиографической практики; возглавляет библиографические и смежные науки. 2) история библиографии – изучает возникновения и закономерности ее развития. 3) организация библиографии – создание в стране оптимальной системы библиотечных и информационных центров федерального и регионального уровней, способных обеспечивать разнообразные потребности общества в информации с учетом современных требований. 4) методика библиографии – тесно связанна с теорией, историей, технологией, а также практикой библиографии. Изучает совокупность приемов и способов подготовки и доведения до потребителей библиографической информации. Б/графоведение в системе отраслей знания. Взаимосвязь устанавливается по 3 след. критериям: 1.единство(общность)объекта исследования: Б/гр-вед. взаимосвязано со след.отраслями знания: книговедение, документовед., инф-ка, б-ведение, СМИ, журналистика, литературовед., живопись, искусство, социология, психология, педагогика 2.в историческом плане: б/гр-вед связано с: б-ведение, книговед., архивовед., науч. и исслед. деят-тью(инф.институты), инф-ка 3.по методам исследования: как любая науч.дисциплина б/гр-вед.польз-ся общенаучными методами.Б/гр-вед. взаимодействует со всеми отраслями знания.Есть мнение, что б/гр-ий метод яв-ся общенаучным, благодаря всепроникающей сущности б/гр.инф-ии во все отрасли знания. Б/гр-вед. широко исп-ет методы книговедения (н-р типология д-ов), б-ведческие (н-р анализ б-го д-та), методы информатики (н-р научно-метрический анализ д-ов), методы социологических исследований (н-р анкетирование, тестирование), математич.методы (н-р статистика) Современ.концепции: 1.Инф-но-д-графическая концепция-в теории б/гр была разработана в сер.70-х. Наиболее полн.выражение нашла в трудах Коршунова.Он считает, что исходным понятием в теории б/гр.яв-ся положение о б/гр-ой инф. Эта б/гр.инф.яв-ся разновидностью д-ой инф-ии, к-ая в свою очередь входит в состав инф-ии вообще. Объектом б/гр, по мнению Коршунова яв-ся система «Д-потребитель», т.е. б/гр. создает соответствия в этой системе. Коршунов предлагает классификацию б/гр-ии на 2-х уровнях: на внутренне-абстрактном и внешне-организационном.Выдел-ся 6 видов б/гр.(гос-ая, репертуарная, массовая, науч-вспом-ая, производственно-проф-ая, реком-ая).Коршунов выделяет 3 общ-ые функции б/гр.инф: поисковую, коммуникатив. и оценочную.Хар-ми особенностями б/гр-ии он считает всепроникающую сущность и вторичность б/гр.инф. 2. идеодокументогр-ая или информалогич-ая конц-ия (Сляднева). Она опред-ет б-фию как инфростр-ую метод-ую отрасл., универсума челов-ой деят-ти, т.е. б-фия имеет отнош-ие ко всем. Сляднева расширяет объкт б-фии от док-та до инф-го кванта, смысла и текста. (чувства, идей субъекта) (т.е. оперирование не документированными объектами). Культуролог-ая конц-ия (Вохрышева). Б-фия выступает как феномен культуры, ее специфич-ий слой, а в контексте соучастие в развитии культуры, как средство формирования, развития, сохранения, культурных ценностей. Какстарафическая конц-ия (Фокеев, Астахов, Зиновьева). Наряду с б-фией и БИ он прдложил оперировать новым понятием – «б/гр-ое знание». Книговедческая конц-ия (Беспалова, Барсук). Они считают, что б-фия прежде всего связана с книжным делом, а б/гр-ве. с книговедением. 3.Неокниговедческая концепция Б\гр.при своем возникновении еще относится к книговедческому делу, описание книги.Со времен из книговед-я выдел-ся книгопроизв-во, книгораспространение, книгоописание, под к-ым и поним-ся б/гр-я. Со временем объектом б/гр. становятся не только книги, но и др.д-ты, но термин сохр-ся. Были предложения, с появлением медиа-материалов назвать дисциплину медиатекой, но она входит в соврем.время в состав б/гр.Поскольку б/гр. в генетическом плане связывается с книговед-ем, более обобщающей наукой для б/гр.яв-ся книговед.Так считают Барсук, Швецова-Водка, Беспалова и др. 4.Инф-но-управленческая концеп. (Гречихин) по его определению б/гр-это управляющая система инф.деят-ти, т.е. б/гр управляет процессами произ-ва, распространения, хранения и исп-ния книги, следовательно б/гр яв-ся средством управ-ния книж.делом и д-ым обеспечением, и б/гр относится к более общему книговедению 5.Когнетографическая концеп. это знаниевый подход б/гр-ии. (Факеев) Он исходным понятием в теор.б/гр считает б/гр-ое знание, а не б/гр.инф. Факеев подчеркивает, что он не отказывается и от понятия б/гр.инф., но оперирует этим понятием инструментально.Он выделяет 5 уровней б/гр.знания: 1-знание отдельн. б/гр.фактов в виде отдельн. библиограмм, 2-знание объяснительное(аннотации, рефераты, обзоры) 3-классификационное б/гр.знание, базируется на табл.ББК 4-знание закономерностей развития и функ-ния д-ых потоков и массивов 5-знание, выражающееся в предписаниях и принятых решениях. Объект б/гр-мир текстов и мир потребностей в текстах.
|